Нижегородская этнография: секты в конце 40-х - начале 50-х годов XX века в сельской местности, с. Безводное Кстовского района
Рассказывает Рожина (Троицкая) А.В., преподаватель истории:
- После университета меня отправили учителем в школу в деревню, в село Безводное.
- Отправляли принудительно, или вы могли отказаться?
- Кто-то должен был ехать, факультет обязан был выставить определенное число выпускников. У нас много было детей коммунистических… работников. За них за всех заступались родители. Кроме того, я была сиротой и жила у тети. Она, вероятно, не очень хотела, чтобы у нее жила уже взрослая девушка.
В Безводное я ходила пешком, 11 километров до транспорта.
Зимой – по льду. Вокруг вьюга и, казалось, воют волки.
Я всегда старалась хорошо одеваться. У меня было красивое платье, шляпка, красные сапожки. Когда я только появилась на крыльце дома, в котором потом жила в течение своей работы в сельской школе, услышала за спиной голоса местных мальчишек: «Пионер, пионер – красные сапожки. Не тебя ли, пионер, обосрали кошки?» Конечно, идя после этого на работу, я оделась попроще, платок на голову, и простое платье.
…
А как я себя ругала, когда решила своих школьников сводить в коровник, на экскурсию! Бедные коровы были подвешены на ремнях к балкам, поддерживающим крышу строения. Они были ужасно тощие, молока не давали, кормить их было не чем. Я не знала, куда глаза прятать от детей. И надо было это как-то объяснять.
…
В Безводном было полно сектантов. Адвентисты, хлысты. Помню, парня, который женился на девушке из семьи адвентистов, окунали в какой-то чан с головой, «очищали», после чего уже он мог на ней жениться и так далее… Хлысты секли сами себя во время богослужений.
- Про «дырников» ничего не слышали? На Ветлуге о них рассказывали – эти сектанты отличались тем, что в их избах были прорублены отверстия на восточную сторону и утром они его открывали, и когда показывалось солнце – молились ему. Они как-то отождествляли Солнце и с Богом и с Иисусом Христом. Так что формально это вроде как и христианская секта, получается.
Нет, таких в Безводном не было.
Однажды к нам приехала комиссия. И оказалось, что у нас в школе учится много детей из сект. В моем классе была девочка, мать которой возглавляла местных адвентистов. Меня вызвали на комиссию: «В вашем классе учится дочь такой-то! Это многое говорит о качестве вашей работы. Вы член партии?». А я им тоненьким голоском говорю: «нет». Они в замешательстве. Директору тогда здорово досталось за сектантов. А меня отправили в кстовский райком, вступать в партию.
Алевтина Васильевна Рожина
Мы ходили по избам. Надо было проводить работу. Темное помещение, идет богослужение, кругом дети ползают.
…
Еще приходилось собирать подписку на облигационный заем. Нужно было обеспечить определенный процент. А у крестьян совершенно не было денег.
Подходишь, называешь по имени-отчеству, или просто, если знаешь: «Васильич!». – «Чего тебе, Васильна?» – «Надо подписаться на займ» – «Иди на х.., Васильна, у меня жрать нечего!».
- После университета меня отправили учителем в школу в деревню, в село Безводное.
- Отправляли принудительно, или вы могли отказаться?
- Кто-то должен был ехать, факультет обязан был выставить определенное число выпускников. У нас много было детей коммунистических… работников. За них за всех заступались родители. Кроме того, я была сиротой и жила у тети. Она, вероятно, не очень хотела, чтобы у нее жила уже взрослая девушка.
В Безводное я ходила пешком, 11 километров до транспорта.
Зимой – по льду. Вокруг вьюга и, казалось, воют волки.
Я всегда старалась хорошо одеваться. У меня было красивое платье, шляпка, красные сапожки. Когда я только появилась на крыльце дома, в котором потом жила в течение своей работы в сельской школе, услышала за спиной голоса местных мальчишек: «Пионер, пионер – красные сапожки. Не тебя ли, пионер, обосрали кошки?» Конечно, идя после этого на работу, я оделась попроще, платок на голову, и простое платье.
…
А как я себя ругала, когда решила своих школьников сводить в коровник, на экскурсию! Бедные коровы были подвешены на ремнях к балкам, поддерживающим крышу строения. Они были ужасно тощие, молока не давали, кормить их было не чем. Я не знала, куда глаза прятать от детей. И надо было это как-то объяснять.
…
В Безводном было полно сектантов. Адвентисты, хлысты. Помню, парня, который женился на девушке из семьи адвентистов, окунали в какой-то чан с головой, «очищали», после чего уже он мог на ней жениться и так далее… Хлысты секли сами себя во время богослужений.
- Про «дырников» ничего не слышали? На Ветлуге о них рассказывали – эти сектанты отличались тем, что в их избах были прорублены отверстия на восточную сторону и утром они его открывали, и когда показывалось солнце – молились ему. Они как-то отождествляли Солнце и с Богом и с Иисусом Христом. Так что формально это вроде как и христианская секта, получается.
Нет, таких в Безводном не было.
Однажды к нам приехала комиссия. И оказалось, что у нас в школе учится много детей из сект. В моем классе была девочка, мать которой возглавляла местных адвентистов. Меня вызвали на комиссию: «В вашем классе учится дочь такой-то! Это многое говорит о качестве вашей работы. Вы член партии?». А я им тоненьким голоском говорю: «нет». Они в замешательстве. Директору тогда здорово досталось за сектантов. А меня отправили в кстовский райком, вступать в партию.
Алевтина Васильевна Рожина
Мы ходили по избам. Надо было проводить работу. Темное помещение, идет богослужение, кругом дети ползают.
…
Еще приходилось собирать подписку на облигационный заем. Нужно было обеспечить определенный процент. А у крестьян совершенно не было денег.
Подходишь, называешь по имени-отчеству, или просто, если знаешь: «Васильич!». – «Чего тебе, Васильна?» – «Надо подписаться на займ» – «Иди на х.., Васильна, у меня жрать нечего!».
→ Нижегородская этнография: секты в конце 40-х - начале 50-х годов XX века в сельской местности, с. Безводное Кстовского района
Оставить комментарий
Авторский проект о прогрессорском пути Нижнего Новгорода и особом нижегородском образе жизни. Пояснения дают нижегородский культуролог Сергей Дресвянников (nnrusp@gmail.com)
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).