Нижегородская идентичность в пересказе высшего руководства области

Редактор18.12.2007 в 23:21
Я представляю вам принцессу Аишу, которая обратила меня в античного вегетарианца в горах Тибета. Только с вашим сконцентрированным вниманием мы сможем удержать эту женщину в воздухе.
Ле Шифре (Орсон Уэллс), пан-европейская экранизация "Казино Руаяль", 1968


Заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Потапов выступил перед широкой общественностью посредством государственного информагентства "Кремль" с обширным интервью прогрессорского типа. Патетические картины нижегородского прошлого, настоящего и будущего, данные господином Потаповым, являются любопытной иллюстрацией к вопросу о содержании социокультурного поля, в которое погружен наш регион.

"С самого начала своей многовековой истории земле Нижегородской была уготована особая судьба в становлении и развитии России. Археологи утверждают, что на территории края в III – II тысячелетии до нашей эры жили наши предки. Они многое знали и умели, и, укрепившись в устье Оки, решали ещё и стратегическую задачу – стали форпостом на пути, коим издревле была Волга для разных народов. Тут собирались русские войска перед военными походами, здесь был заложен город, позволяющий контролировать связи Руси с Поволжьем и странами Востока."
Здесь замгубернатора не только опроверг в общем-то промосковский миф об основании Нижнего Новгорода, к которому обычно склоняются официальные лица: форпост-то мордовский (по другим версиям - булгарский). В целом идея "удревнять" существующие гособразования, зачастую весьма синтетические, не нова - достаточно вспомнить хотя бы учебник, издававшийся огромными тиражами - "Историю СССР с древнейших времен".

"От стен нашего Кремля в самую тяжелую из годин поднялся народ на защиту государства. «Здесь отдали последнюю рубаху и нашейный крест, "заложили детей и жен", чтобы было на что обрядить ратников князя" - цитирует советского писателя Алексея Толстого, широко известного в качестве автора детской книги "Буратино" - довольно яркого памфлета о марионетке, мечтавшей стать человеком ,- Сергей Потапов.

Интересное направление мыслей о прошлом своего народа - для писателя, но в устах чиновника при исполнении упор на такие моменты, как продажа в рабство своих близких в порыве патриотизма, несколько настораживает.
"Именно у нас в 1870 году была пущена первая в России мартеновская печь, а в 1896 году открылось первое в России трамвайное пассажирское движение. Здесь, в Нижнем была создана радиолаборатория - первый научный и радиовещательный центр страны, построен первый российский танк.

На нашей земле создавалось ядерное оружие, первые в мире суда на подводных крыльях, пущена первая в СССР промышленная установка непрерывной разливки стали. Мы производили самые массовые грузовые и легковые автомобили, самые надёжные самолёты и подводные лодки."
Ряд натяжек (первый не российский танк, а советский, трамвайное движение, первое в России соответствующих времен - то есть в Российской Империи - появилось в также не чуждом русской истории, стольном Киев-граде, о надежности самолетов, производившихся в Горьком во время подготовки к Великой Отечественной войне и во время ее, имеются полярные точки зрения, и так далее) очевидно, никому не хочется рассматривать всерьез, так как в речах о приоритетах волнующая гиперболизация - обязательный закон жанра. Слушатели понимают заведомую условность восклицаний, понимая и то, что наивное воодушевление в разговоре о своей малой родине свойственно каждому честному человеку.
"Но к началу XXI века мы отказались во втором десятке российских регионов по показателям промышленного производства и налоговым поступлениям, в четвертом – по денежным доходам населения, в пятом – по производству сельскохозяйственной продукции и уровню преступности, в восьмом – по рождаемости, смертности и приросту населения".
Это наиболее важное, по мнению "Хроник", для анализа картины мира замгубернатора, предложение.
Показатели, которые вспомнил Сергей Потапов, не случайны. На что обращается внимание слушателя? Социальные показатели области куда слабее экономических. Переводя на привычный язык "кто виноват" получаем формулу государственная система работала существенно хуже рынка.
"Успех Нижегородской области будет во многом зависеть от того, насколько наметившийся экономический рост из крупных городов и процветающих территорий будет «перетекать» в территории пока с невысоким уровнем развития. Мы положили начало этому процессу.
В апреле-сентябре этого года была проведена серьезная работа с местными органами власти по разработке среднесрочных программ развития производительных сил районов и городов".
Действительно : "Нижегородские Хроники" сообщали читателям об оригинальной программе, разработанной индивидуальным предпринимателем Вобликовым в целях развития ареала Горьковского моря.
"Когда-то Виктор Гюго писал, что нет ничего мощнее и сильнее идеи, время которой пришло.
Люди должны видеть цель деятельности властей, пути её осуществления и главное – ощущать на себе положительные результаты провозглашённых проектов."
Тезис интересен как очевидная и емкая суггестивная установка, адресованная медийному пространству.
Наш регион долго "засиделся на старте" во времена реформ.
Здесь Сергей Потапов заставляет читателей теряться в догадках : какие именно "времена реформ" им подразумеваются. Ведь не так давно область называлась (центральными средствами массовой информации том числе) эвфемеризмом "Полигон реформ", причем имелись в виду именно рыночные постсоветские реформы.
Исходя из этого факта, оценивая имидж области, следовало бы подобрать иные оценки - нежели отсутствие старта вообще. Можно предположить, что в понятие "старта" вкладывается некий узкий, нишевой смысл. Какой? Это вопрос к исследователю новых более подробных тезисов.
Вновь назначенный губернатор В.П.Шанцев проанализировал ситуацию в области и поручил срочно разработать соответствующую требованиям времени Стратегию развития Нижегородской области до 2020 года, которая впоследствии была одобрена Правительством.
Здесь - очевидна нарочитая дидактичность; которая приземляет "сказочные" текстовые манифестации предыдущего символьного ряда, и одновременно вводит центральную фигуру - характерного для античных трагедий "Бога-из-машины", который и разрешает все противоречия произведенного текста, путем вытеснения смысла этих противоречий, за основное социокультурное поле региона.
Нижегородская идентичность в пересказе высшего руководства области


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).