Рассвет силовиков

Редактор13.11.2007 в 19:59
Представляем читателю отрывки из книги Татьяны Кеслер “Записки из сумасшедшего времени”. Автор “Записок” – учительница иностранных языков, занимавшаяся так же пиар-поддержкой “скандально известного” однодневного мэра Нижнего Новгорода Андрея Климентьева.

Отдельные соображения госпожи Кеслер о нижегородской политике, относящиеся в основном к периоду конца первого и начала второго президентства Бориса Ельцина дают возможность по-новому взглянуть на генезис “власти силовиков” в России. Так, ранее мы отмечали, что Нижний Новгород ближе к власти “либерального” периода, чем “силового”. В самом деле, единственная попытка прийти к власти, используя риторику “силовиков”, нашедшая отражение даже в нижегородском политическом рисунке, потерпела поражение.

Однако, “Записки из сумасшедшего времени”, автор которых адресует свои тексты как бы жителям правового государства будущего, наводят на размышления о том, что зачастую большие политические системы рождаются из малых управленческих практик.

Записки из сумасшедшего времени




26.04.95
Я, как и многие, с детства воспитана на уважении к власти, и, как и многие в нашей стране, испытываю инстинктивное недоверие к капиталистам. Поэтому с особым вниманием прочитала обширное интервью губернатора Бориса Немцова в газете “Дело”. И что-то мне после этого интервью стало тревожно за будущее. Закрадывается некоторое подозрение: правильно ли господин губернатор трактует термин “презумпция невиновности”? А ведь он является гарантом охраны конституционных прав человека в нашей области, к тому же членом Федерального Собрания, и должен особенно тщательно соблюдать законы. Уж если не он, то кто же?

24.10.95
Вообще, почему у нас так упорно ищут растраченные миллионы только в одном месте, в Навашино? Законодательное собрание давно уже дало поручение прокуратуре области и местному УВД разобраться с историей инженерного корпуса Оргтехстроя, где тоже пахнет взятками и утратой крупной суммы общественных денег. И хотя история с этим зданием длится дольше, чем история с навашинским заводом, виновные до сих пор не названы, в следственном изоляторе по данному поводу никто не сидит.
Несколько месяцев вопрошает депутат Сперанский, куда девались два с лишним миллиарда, потраченные на предыдущую избирательную кампанию, за которые никто не отчитался. Прокуратура почему-то не спешит искать виновных и никого не арестовывает. Второй год допытывается Борис Фадеев, почему ушли в песок деньги, выделенные в 1991 году из бюджета области на ремонт областной библиотеки, но добился лишь того, что его за излишнее любопытство уволили с работы.

Прокуратура безмолвствует. Похоже, что некоторые другие утечки миллионов и миллиардов правоохранительные органы просто не интересуют, а ведь для их раскрытия не нужно ехать за границу, не нужно беспокоить интерпол.

06.01.96
С крылатыми фразами нужно быть осторожнее, всегда следует помнить о контексте, из которого они вырваны. Что плохого во фразе “Каждому свое”? Ничего, если не знать о том, что она использовалась фашистами и висела на воротах концентрационного лагеря, в котором погибли сотни тысяч людей. Гитлер, кстати, тоже считал себя сторонником правового государства.

Глеб Жеглов – явно не лучший глашатай идей законности для довольно интеллигентного политического объединения. Свои знаменитые слова (“Вор должен сидеть в тюрьме!” – прим. “Хроник”) он произнес после того, как подсунул кошелек в карман вора, фабрикуя улики для видимости взятия с поличным. Вместе с Шараповым авторы (Братья Вайнеры) мечтали о времени, когда преступность будет побеждена не карательными органами, а ходом экономического развития государства, развитием культуры и образования.

08.05.96
Можно сколько угодно упрекать Бориса Ельцина за политику “шаг вперед и два шага назад”, но нельзя отрицать, что это первый наш крупный политик, позволивший не любить себя поумневшему народу, а значит, действительно уважающий свой народ.

Дай Бог, чтобы избирательная кампания нынешнего президента не продуцировала соблазнительный наркотик всеобщего восхищения и была достаточно сдержанной и тактичной. Удивляет предложение некоторых нижегородцев создать флотилию и повести агитационные теплоходы на Москву.

1996, точная дата автором не указана.
Из неопубликованного – комментарий адвоката Гандурина М. А.
“Однако данный случай является лишь одним из эпизодов в той правоприменительной практике, которую творит прокуратура, являющаяся органом по надзору за исполнением законов.
Не потому ли многие конституционные права (права на неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, права на человеческое достоинство) воспринимаются в общественном сознании не иначе как декоративные. В результате человек, попадающий в орбиту уголовного судопроизводства, становится полностью беззащитным. Обжаловать неправомерные действия следствия гражданин может только прокурору, который, в свою очередь, направляет, как правило, указанную жалобу тому лицу, чьи действия и обжалуются. Круг, таким образом, замыкается”.

17.07.96
Только лишь укрепление материальной базы судов не сможет решить всех проблем, поскольку неудачна сама система правосудия. Представим себе, что судья обратился к врачу с жалобой, что у него болит голова, а в ответ получил справку о том, что его левая пятка совершенно здорова. Естественно, возмущенный, он направляет жалобу в вышестоящую инстанцию и в ответ получает определение, что никаких нарушений в действиях врача нет и диагноз совершенно правильный. Уже кипящий от негодования человек жалуется в самую высокую инстанцию и получает сообщение о том, что его жалоба рассмотрена коллегиально, диагноз является окончательным и обжалованию не подлежит. Интересно, перестанет от этого болеть голова у юриста? А именно по такой схеме происходит общение с правосудием многих граждан. Наши суды стали тем местом, где воспитывается неуважение не только к ним самим, но и ко всей власти.

30.07.96
Характерно, что Немцов выступил с резкими нападками на Климентьева в то время, когда последний был за границей. Не исключено, что он давал возможность бывшему другу тихо скрыться. В заморских далях незаметно растворилось уже несколько близко стоявших к властям людей, обвиняемых в различных экономических преступлениях. Климентьев бежать не собирался.

24.09.96
Бизнесмен приобрел контрольный пакет акций Навашинского судостроительного завода “Ока”, а губернатор помог заводу получить валютный кредит для заказа оборудования за рубежом. Потом с этим кредитом произошла какая-то неувязка и оборудование не сразу поступило. Губернатор обвинил во всем предпринимателя и дал команду для тотальной проверки его деятельности. Бизнесмен обвинил во всем губернатора и создал политическое движение “Правый берег”. Последовали резкие публичные выступления губернатора в адрес бывшего друга. “Вор должен сидеть в тюрьме!” – гневно лилось из его уст. При этом он забыл объяснить, где должны сидеть люди, создавшие благоприятную обстановку для воровства, если оно действительно было.

05.06.97
На фоне же этих будничных чиновников вдруг всплывает счастливое, светящееся неземной радостью лицо нашего губернатора, и желтый шлем на его голове сияет, словно нимб. Восторженные журналисты сообщают, что наш первый всенародно избранный губернатор стал первым в России правителем, прокатившимся на реактивном самолете.

Татьяна Кеслер о себе
13.09.90
В характеристике, зачитанной мне, отмечалось, что я очень неэтично цитировала в своих экскурсиях А. М. Горького. Особое раздражение вызывали слова Нила из пьесы “Мещане”: “В одном не вижу ничего приятного – в том, что мною и другими честными людьми командуют свиньи, дураки, воры… Но жизнь не вся за ними!”.

По поводу нашего сокращения было 10 судов, масса обращений в высшие профсоюзные, министерские и партийные органы. Моим коллегам пришлось пережить и незаконное содержание в психушке, и долгие годы безработицы.

Я долго продолжала бороться, но каждый раз местные начальники терпеливо объясняли мне, что все происшедшее с нами очень даже законно и социалистично.

Один средней руки чиновник откровенно сказал мне: “Вот такие дураки, как вы, только затягивают агонию системы, которая сгнила и вот-вот рухнет. Вы все бегаете, суетитесь, заплатки на дырявом рубище ставите. Что пользы, если одного негодяя заменят другим? Надо подождать, пока все рухнет!” Этот человек не был ни дураком, ни вором; в душе он был даже диссидентом. Но ждать своего времени, сидя в красивом кабинете, получая приличные оклады, было куда спокойнее. И те, кто незаконно увольнял, ссылал, запирал в тюрьмы, до сих пор в уютных креслах охраняют, в своем понимании, устои.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).