Опыт Нижнего Новгорода в вопросе национальной идентификации народов России
Два события затмили в глазах нижегородцев, интересующихся общественно-политической тематикой, местные вопросы — это Каддафи и Фукусима. Арабские страны радикализируются, и, похоже, Пентагону и аффилированным корпорациям в любом случае в ближайшие годы грозят огромные военные бюджеты — вне зависимости от того, обернется ли новое противостояние очередным спасением Европы - на этот раз от фундаментализма - или лишь новыми стычками за нефть в отдельных странах. Авария на тихоокеанской АЭС серьезно ударила по имиджу атомщиков. Ядерная энергетика - та сфера, в которую вложены огромные средства, созданные трудом нескольких послевоенных поколений России практически во всех областях народного хозяйства, отрасль, которая может принести всей экономике, в том числе потомкам этих людей, доход с мирового энергетического рынка.
С точки зрения жителей нашего региона, для которых веками до появления цивилизации рубеж между всегда неспокойным Диким Полем и мирным Опольем был естественной средой обитания, инстинктивно понятно, что выиграет тот, кто максимально долго будет оставаться в стороне от основных районов противостояния, кто больше будет думать о достатке своем и своей семьи, чем о каких-то претензиях к соседям. И здесь нашей стране на руку два уникальных преимущества перед всеми державами - относительно невысокая плотность населения и опыт включенности, еще со времен Возрождения, в состав российского суперэтноса мусульманских народов.
На мой взгляд наибольший риск, учитывая неспокойный наступающий период, содержит в себе довольно архаичное устройство власти, которое позволяет, заигравшись, ради подъема рейтинга националистическими лозунгами превосходства одного из народов в государстве, произвести раскол между людьми с русским самосознанием и другими народами, проживающими здесь с не меньшими на то основаниями. Исторически сложилось так, что люди, бережно относившиеся к традициям, созданным еще в догосударственный период и не испытывавшие большого энтузиазма от чувства сопричастности официальной политике Москвы, объединились в сообщества с особой этнической идентификацией, противопоставлявшие себя русским внутри страны, для того, чтобы сохранить культурную особость, полноту народной жизни, приверженность дороге предков, но за рубежом не испытывающие противоречий от единой идентификации как русский — то есть житель России. И здесь потенциальный риск, линия раскола для общества и государства не в их сознании, а в сознании тех русских, которые видят в таком характере самоидентификации проблему для страны, которую нужно исправлять мерами административно направляемой ассимиляции.
Чем исключительно полезен нижегородский опыт? Изучая исторический путь жителей нашего региона мы видим, например, что один и тот же народ в лице тех людей, которые больше ценили достаток, возможности межрегиональной торговли и другие достижения цивилизации стал частью русского суперэтноса с русской идентификацией, а в лице других, больше ценивших традиции, природу и гармонию, закрепился в Мордовии, ряде других областей и республик, сохранив древнее самоназвание эрзя, но одновременно точно так же являясь частью общего суперэтноса. Подобные же процессы прошли, с момента появления там нашего государства, практически во всех регионах. В далеком прошлом такой выбор встал перед каждым из наших предков, и они его сделали, опираясь на свой опыт и мироощущение. Это — одна из базовых особенностей формирования России как таковой. Пытаться как-то переделать людей в одну из сторон — это все равно, что всех японцев сейчас постараться сделать исключительно синтоистами ради идеала максимально крепкого государства. Понятно, что в Японии человек выбирает религию - так исторически сложилось - достаточно свободно. Точно так же традицией в России является свободное отношение к национальной идентификации - считать себя "полностью русским", или придерживаться традиций и образа жизни одного из народов. На это даже больше влияют особенности характера каждого конкретного человека, чем общественные и тем более государственные институты.
Лучше осознав самих себя, то, как общество исторически устроено, любая страна и народ сможет выжить и продолжить развитие практически в любой сложной, постоянно меняющейся обстановке. Завершу свою заметку наиболее вдохновляющей мыслью: самые большие шансы на успех в любом настоящем имеют люди позитивно настроенные.
С точки зрения жителей нашего региона, для которых веками до появления цивилизации рубеж между всегда неспокойным Диким Полем и мирным Опольем был естественной средой обитания, инстинктивно понятно, что выиграет тот, кто максимально долго будет оставаться в стороне от основных районов противостояния, кто больше будет думать о достатке своем и своей семьи, чем о каких-то претензиях к соседям. И здесь нашей стране на руку два уникальных преимущества перед всеми державами - относительно невысокая плотность населения и опыт включенности, еще со времен Возрождения, в состав российского суперэтноса мусульманских народов.
На мой взгляд наибольший риск, учитывая неспокойный наступающий период, содержит в себе довольно архаичное устройство власти, которое позволяет, заигравшись, ради подъема рейтинга националистическими лозунгами превосходства одного из народов в государстве, произвести раскол между людьми с русским самосознанием и другими народами, проживающими здесь с не меньшими на то основаниями. Исторически сложилось так, что люди, бережно относившиеся к традициям, созданным еще в догосударственный период и не испытывавшие большого энтузиазма от чувства сопричастности официальной политике Москвы, объединились в сообщества с особой этнической идентификацией, противопоставлявшие себя русским внутри страны, для того, чтобы сохранить культурную особость, полноту народной жизни, приверженность дороге предков, но за рубежом не испытывающие противоречий от единой идентификации как русский — то есть житель России. И здесь потенциальный риск, линия раскола для общества и государства не в их сознании, а в сознании тех русских, которые видят в таком характере самоидентификации проблему для страны, которую нужно исправлять мерами административно направляемой ассимиляции.
Чем исключительно полезен нижегородский опыт? Изучая исторический путь жителей нашего региона мы видим, например, что один и тот же народ в лице тех людей, которые больше ценили достаток, возможности межрегиональной торговли и другие достижения цивилизации стал частью русского суперэтноса с русской идентификацией, а в лице других, больше ценивших традиции, природу и гармонию, закрепился в Мордовии, ряде других областей и республик, сохранив древнее самоназвание эрзя, но одновременно точно так же являясь частью общего суперэтноса. Подобные же процессы прошли, с момента появления там нашего государства, практически во всех регионах. В далеком прошлом такой выбор встал перед каждым из наших предков, и они его сделали, опираясь на свой опыт и мироощущение. Это — одна из базовых особенностей формирования России как таковой. Пытаться как-то переделать людей в одну из сторон — это все равно, что всех японцев сейчас постараться сделать исключительно синтоистами ради идеала максимально крепкого государства. Понятно, что в Японии человек выбирает религию - так исторически сложилось - достаточно свободно. Точно так же традицией в России является свободное отношение к национальной идентификации - считать себя "полностью русским", или придерживаться традиций и образа жизни одного из народов. На это даже больше влияют особенности характера каждого конкретного человека, чем общественные и тем более государственные институты.
Лучше осознав самих себя, то, как общество исторически устроено, любая страна и народ сможет выжить и продолжить развитие практически в любой сложной, постоянно меняющейся обстановке. Завершу свою заметку наиболее вдохновляющей мыслью: самые большие шансы на успех в любом настоящем имеют люди позитивно настроенные.
→ Опыт Нижнего Новгорода в вопросе национальной идентификации народов России
Комментарии:
Авторский проект о прогрессорском пути Нижнего Новгорода и особом нижегородском образе жизни. Пояснения дают нижегородский культуролог Сергей Дресвянников (nnrusp@gmail.com)
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).