Нижегородские народы и их культурное наследие: поведенческие модели
Речь Кузьмы Минина перед походом против поляков (но в основном они дрались с казаками) известна под названием "Обращение к нижегородским народам". В самом деле, местное сообщество изначально состояло из нескольких групп, которые до сих пор у нас вполне мирно соседствуют.
Первого места в списке заслуживает пара "нэйтивов" - это мордва и марийцы. К югу от Оки и Волги (в т.ч. нагорная часть Нижнего Новгорода) в Нижегородской области располагаются земли эрзи - "горной" мордвы. Мокша, другая ветвь этого народа, в основном селилась в нынешней Мордовии, в нашей области на крайнем юго-западе. Марийские районы - к северу от Волги.
Как и у всех лесных народов, наиболее почитаемые места мордвы и марийцев связаны в основном с огромными деревьями возрастом несколько столетий, либо с деревьями, расположенными в нестандартных локациях, таких как Ичалковский бор в районе карстовых провалов.
Третий народ такого типа, мещёра, живший в междуречье Оки и Волги, который был полностью вытеснен в результате славянской колонизации междуречья и, вероятно, растворился среди мордвы и марийцев, ведших подобный образ жизни.
Собственно мордва и марийцы и составляют большую часть населения нашей области, приняв русскую самоидентификацию.
Для народов, живущих в максимальной гармонии с природой, обычно характерно подчинение интересов одного человека интересам племени, матриархат, стремление к континуальной, а не конечной деятельности.
В современном нижегородском сообществе это направление культурного влияния очень заметно и представляет собой основной костяк работников крупных предприятий, заводов, всевозможных бюрократических учреждений и просто нижегородских обывателей. Люди, принявшие такую модель поведения, отчетливо ориентируются на семейные ценности, обустройство дома. В начале карьеры они стремятся "вступить в племя", что выражается в стремлении любой ценой получить "престижное образование" - "кончить на госслужащего" как сказали бы в старой Одессе, пройти стажировку в организации с именем. Девушки зачастую главной целью считают "удачный" выход замуж. На этом этапе прикладывают недюжинные усилия. Почувствовав, что инициация пройдена, установки резко меняются - они стремятся заняться наиболее эргономичной деятельностью, которая не подразумевает какого-либо ярко выраженного результата. Серьезные усилия на этом этапе прикладываются к стремлению соответствовать социальным стандартам а основные страхи - с "изгнанием из племени". В семье людей такого типа доминирует, неявно, но очень четко, как правило женщина, производя манипуляции через социальные стандарты - "все соседи уже купили по …", "а как же, все приличные люди так делают". В неразвитой форме очень подвержены суевериям, слухам, пропаганде, в развитой - считают себя элитой общества.
Славяне колонизировали волго-окское междуречье методом подсечно-огневого земледелия (сеяние хлеба на месте предварительно выжженного леса): ополье от выгоревшего леса несколько лет дает огромные урожаи, что способствовало стремительной экспансии: вытеснению традиционных лесных народов подрывом среды обитания и резкому демографическому всплеску от избытка урожайности (правда, очень кратковременному). На северо-востоке эта практика уперлась в неплодородные земли марийцев, а на востоке и юго востоке - мордвы, имевшей воинственных союзников в лице булгар. В реальности эта часть нижегородских народов либо представляет очень небольшую долю, либо изначально не имела какой-либо устойчивой культурной парадигмы, что часто характерно для колонистов, и не оказала какого-то существенного влияния на культуру социального поведения современных нижегородцев.
Довольно интересный местный сплав представляют ушкуйники - жители речной долины, занимавшиеся рыболовством и ремеслами, но, в основном - проводкой по рекам судов тех купцов, которые платили и грабежом тех, кто не платил. В этническом отношении смесь совершенно пестрая, помимо всех вышеназванных наверняка включает основных контрагентов волжской торговли того времени - скандинавские, иранские и хазарские элементы.
В нижегородской культуре эта ветвь выражается в социальной модели поведения, основанной на ценности куража, драйва, красоты момента, любви к путешествиям, презрении к социальным стереотипам, авантюристичности, иногда переходящей в асоциальность. В основном реализуется предпринимателями и людьми свободных профессий. Семья и "все, что держит", не представляет существенной ценности. Девушки в этой социально-культурной модели обычно довольно свободного поведения, что компенсируется обостренным чувством собственного достоинства. Типаж является своеобразным антиподом основного областного типажа - "человека племени", в результате чего его представители часто считают себя совершенными уникумами, подобно Йоссариану из "Уловки 22", а неуспешные представители нередко выбирают криминальный путь.
Татары проживают на Юго-востоке области и Нижнем. Являются по большей части потомками людей хана Касима, бравшего Казань "для Москвы", за что он и его люди были сначала пожалованы г. Касимовым, а потом стремительно разраставшееся татарское население было переселено восточнее - на земли эрзи. Как и славяне, не отличились рачительным отношением к природе: интенсивный выпас скота привел к эррозии почв на юго-востоке, напоминающем теперь крымские ландшафты.
Татарская модель поведения - независимость, стремление отстроиться от общеимперских "идеологических тараканов", что идет его представителям только на пользу (больше "оперативной памяти" направлено на достижение конкретных целей). Концентрация на своих финансовых интересах, стремление придерживаться своего клана, система взаимопомощи. Развитые представители интересуются культурными артефактами и образами, отличными от московских.
Первого места в списке заслуживает пара "нэйтивов" - это мордва и марийцы. К югу от Оки и Волги (в т.ч. нагорная часть Нижнего Новгорода) в Нижегородской области располагаются земли эрзи - "горной" мордвы. Мокша, другая ветвь этого народа, в основном селилась в нынешней Мордовии, в нашей области на крайнем юго-западе. Марийские районы - к северу от Волги.
Как и у всех лесных народов, наиболее почитаемые места мордвы и марийцев связаны в основном с огромными деревьями возрастом несколько столетий, либо с деревьями, расположенными в нестандартных локациях, таких как Ичалковский бор в районе карстовых провалов.
Третий народ такого типа, мещёра, живший в междуречье Оки и Волги, который был полностью вытеснен в результате славянской колонизации междуречья и, вероятно, растворился среди мордвы и марийцев, ведших подобный образ жизни.
Собственно мордва и марийцы и составляют большую часть населения нашей области, приняв русскую самоидентификацию.
Для народов, живущих в максимальной гармонии с природой, обычно характерно подчинение интересов одного человека интересам племени, матриархат, стремление к континуальной, а не конечной деятельности.
В современном нижегородском сообществе это направление культурного влияния очень заметно и представляет собой основной костяк работников крупных предприятий, заводов, всевозможных бюрократических учреждений и просто нижегородских обывателей. Люди, принявшие такую модель поведения, отчетливо ориентируются на семейные ценности, обустройство дома. В начале карьеры они стремятся "вступить в племя", что выражается в стремлении любой ценой получить "престижное образование" - "кончить на госслужащего" как сказали бы в старой Одессе, пройти стажировку в организации с именем. Девушки зачастую главной целью считают "удачный" выход замуж. На этом этапе прикладывают недюжинные усилия. Почувствовав, что инициация пройдена, установки резко меняются - они стремятся заняться наиболее эргономичной деятельностью, которая не подразумевает какого-либо ярко выраженного результата. Серьезные усилия на этом этапе прикладываются к стремлению соответствовать социальным стандартам а основные страхи - с "изгнанием из племени". В семье людей такого типа доминирует, неявно, но очень четко, как правило женщина, производя манипуляции через социальные стандарты - "все соседи уже купили по …", "а как же, все приличные люди так делают". В неразвитой форме очень подвержены суевериям, слухам, пропаганде, в развитой - считают себя элитой общества.
Славяне колонизировали волго-окское междуречье методом подсечно-огневого земледелия (сеяние хлеба на месте предварительно выжженного леса): ополье от выгоревшего леса несколько лет дает огромные урожаи, что способствовало стремительной экспансии: вытеснению традиционных лесных народов подрывом среды обитания и резкому демографическому всплеску от избытка урожайности (правда, очень кратковременному). На северо-востоке эта практика уперлась в неплодородные земли марийцев, а на востоке и юго востоке - мордвы, имевшей воинственных союзников в лице булгар. В реальности эта часть нижегородских народов либо представляет очень небольшую долю, либо изначально не имела какой-либо устойчивой культурной парадигмы, что часто характерно для колонистов, и не оказала какого-то существенного влияния на культуру социального поведения современных нижегородцев.
Довольно интересный местный сплав представляют ушкуйники - жители речной долины, занимавшиеся рыболовством и ремеслами, но, в основном - проводкой по рекам судов тех купцов, которые платили и грабежом тех, кто не платил. В этническом отношении смесь совершенно пестрая, помимо всех вышеназванных наверняка включает основных контрагентов волжской торговли того времени - скандинавские, иранские и хазарские элементы.
В нижегородской культуре эта ветвь выражается в социальной модели поведения, основанной на ценности куража, драйва, красоты момента, любви к путешествиям, презрении к социальным стереотипам, авантюристичности, иногда переходящей в асоциальность. В основном реализуется предпринимателями и людьми свободных профессий. Семья и "все, что держит", не представляет существенной ценности. Девушки в этой социально-культурной модели обычно довольно свободного поведения, что компенсируется обостренным чувством собственного достоинства. Типаж является своеобразным антиподом основного областного типажа - "человека племени", в результате чего его представители часто считают себя совершенными уникумами, подобно Йоссариану из "Уловки 22", а неуспешные представители нередко выбирают криминальный путь.
Татары проживают на Юго-востоке области и Нижнем. Являются по большей части потомками людей хана Касима, бравшего Казань "для Москвы", за что он и его люди были сначала пожалованы г. Касимовым, а потом стремительно разраставшееся татарское население было переселено восточнее - на земли эрзи. Как и славяне, не отличились рачительным отношением к природе: интенсивный выпас скота привел к эррозии почв на юго-востоке, напоминающем теперь крымские ландшафты.
Татарская модель поведения - независимость, стремление отстроиться от общеимперских "идеологических тараканов", что идет его представителям только на пользу (больше "оперативной памяти" направлено на достижение конкретных целей). Концентрация на своих финансовых интересах, стремление придерживаться своего клана, система взаимопомощи. Развитые представители интересуются культурными артефактами и образами, отличными от московских.
→ Нижегородские народы и их культурное наследие: поведенческие модели
Оставить комментарий
Авторский проект о прогрессорском пути Нижнего Новгорода и особом нижегородском образе жизни. Пояснения дают нижегородский культуролог Сергей Дресвянников (nnrusp@gmail.com)
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).