Донос что молитва
Еще раз посмотрел видеоролик про традиционные верования марийцев, несколько лет назад транслировавшийся по одному из нижегородских телеканалов. Когда у них сожгли особо духовную рощу и поставили на этом месте, как принято в мировых религиях, церковь, то зазвать местных ходить туда стало возможным только после того, как за алтарь положили кусок обгоревшего дерева. Марийцы делали вид, что молятся иконам, а на самом деле молились, как это у них было принято, дереву. Одними из самых трогательных были кадры, в которых бабка рассказывала, как она ходит к отдельно стоящей иве и сообщает ей свои жизненные горести, после чего становится легче. В случае же нездоровья она прислонялась к дереву и болезнь отступала.
«Стоп!» - думаю. Эта тема достойна подробного разбора. Как известно, большую часть своей истории человек провел в племенах. Устроены они были примерно одинаково — племенные вожди, рядовые члены племени. Религия — поклонение каким — то природным объектам (чем богаты): у монголов — земле, у греков — речкам и ручьям, у лесных народов, таких как кельты или марийцы, мордва — деревьям. Государство появилось сравнительно недавно, причем в двух основных типах. Первый тип — это полисное устройство, когда кланы эволюционно, с ростом экономики, преобразовывались в города-государства. Второй — это централизованная империя, характерные особенности которой наиболее отчетливо проявились в одном из первых образований такого типа — Ассирийской державе. Она совместила технологии управления, выработанные в Вавилонии, подчинившей их средствами города-государства шумеров, и военные технологии хеттов. Нас интересует первая часть.
Политика Ассирии в отношении племен была довольно целостной программой, «планом», который можно восстановить из двух источников — глиняных табличек Ниневийской библиотеки и Ветхого завета, раздел о «вавилонском пленении» евреев. Ассирияне выработали определенный термин для своей «национальной политики», термин этот был заимствован из земледелия и звучал примерно как «наваху», что первоначально означало «выдирание с корнем», «корчевание». Практика «наваху» заключалась в том, чтобы собрать в столице державы племенную знать лояльных племен, уничтожить знать нелояльных а все племена переселить (первые депортации!), причем желательно — в среду, максимально отличную от привычной среды обитания. Так, евреи из своих пустынных нагорий попали в Вавилон, уже не бывший столицей, но продолжавший оставаться крупным городом.
Отныне положение бывшей племенной знати ставилось в зависимость от службы «царю царей» (императору), их семьи фактически становились заложниками. Рядовые члены племени отрывались от своих богов, локализовывавшихся в особенных ручьях, скалах, деревьях. Как они осуществляли общение с богами? Ходили к ним и жаловались на свою тяжелую жизнь. Теперь молитву дереву заменил донос императору. Царь царей делал себя богом старше, чем местные природные божества, чтобы подчинить чернь. Как он доказывал черни, что главнее первобытных божеств? Обращение к дереву могло получить ответ, а могло и не получить. Донос всегда получал ответ. Следовательно, эта магия сильнее.
Здесь находится принципиальный водораздел двух типов государства — полисного и централизованного, поэтому его надо обозначить особенно. Полисное формируется подобно апельсину, делящемуся на дольки. В связи с усложнением экономики племенная знать разделяется на специалистов в различных областях деятельности, которые ведут за собой рядовых членов племени, может быть не достаточно способных, но хотя бы интересующихся определенной темой и готовых работать в этом направлении. Появляется структура гильдий, являющаяся основой полисного государства. Гильдия гончаров, кожевников, кораблестроителей и т.д. Как работает такая власть, как она решает проблемы? Если рядовой член полиса, принадлежащий к одной из гильдий, выявляет проблему, он выносит ее на публичное обсуждение гильдии, лидеры которой выступают с ней на народном собрании. В современном обществе это публикация статьи признанным в своей сфере деятельности экспертом — обсуждение проблемы в парламенте — принятие закона для решения вопроса. Такой механизм, помимо публичности, имеет одно главное преимущество — быть лидером сообщества в нем выгодно, оно того стоит.
В централизованной державе главным способом решения проблем является кулуарный с наличием интимности способ, сохранивший основные черты первобытных молений — это донос. Рядовой член племени общается непосредственно с царем царей через жалобу.
Доносчик. Кадр из фильма "Волшебный голос Джельсомино" (1977 г.)
На кого обычно жалуется доносчик? На более успешных членов племени, потому что у них есть чем поживиться. Для империи этот способ выгоден тем, что постоянно «держит в тонусе» племеннную знать, которая, опасаясь доносов, вынуждена «вертеться, как на сковородке». Но в такой системе не выгодно быть лидером, нет смысла чего-то добиваться — это приводит только к росту проблем. В особо отъявленных случаях доносчики объединяются в единственно возможные в таком обществе союзы — своего рода «комбеды», комитеты бедноты, являющиеся чем-то вроде профсоюзов неполноценных, объединения людей, самим толком ничего не умеющих, но зато с чувством поклоняющихся империи, обретающих видимость силы через ощущение «нужности системе» и с особым энтузиазмом травящих людей, наделенных хоть какими-то талантами. Это — движущая сила политики наваху и главная опора императора на местах. В истории масса примеров такого рода активности — это коллективизация, охота на ведьм, культурная революция. К карликовым формам такой политики относятся и попытки травли Шевчука, Сорокина, Подрабинека различными молодежными секциями единороссов.
Более чем значительным фактором является карликовость в империях. Поскольу быть настоящим, отвественным лидером, не выгодно, то развиваются карликовые, ущербные, комбедовские формы власти. В условиях снисходительного потакания «сверху» они становятся доминирующими формами народной активности, что, в свою очередь, приводит к стремительному вырождению народа империи.
«Стоп!» - думаю. Эта тема достойна подробного разбора. Как известно, большую часть своей истории человек провел в племенах. Устроены они были примерно одинаково — племенные вожди, рядовые члены племени. Религия — поклонение каким — то природным объектам (чем богаты): у монголов — земле, у греков — речкам и ручьям, у лесных народов, таких как кельты или марийцы, мордва — деревьям. Государство появилось сравнительно недавно, причем в двух основных типах. Первый тип — это полисное устройство, когда кланы эволюционно, с ростом экономики, преобразовывались в города-государства. Второй — это централизованная империя, характерные особенности которой наиболее отчетливо проявились в одном из первых образований такого типа — Ассирийской державе. Она совместила технологии управления, выработанные в Вавилонии, подчинившей их средствами города-государства шумеров, и военные технологии хеттов. Нас интересует первая часть.
Политика Ассирии в отношении племен была довольно целостной программой, «планом», который можно восстановить из двух источников — глиняных табличек Ниневийской библиотеки и Ветхого завета, раздел о «вавилонском пленении» евреев. Ассирияне выработали определенный термин для своей «национальной политики», термин этот был заимствован из земледелия и звучал примерно как «наваху», что первоначально означало «выдирание с корнем», «корчевание». Практика «наваху» заключалась в том, чтобы собрать в столице державы племенную знать лояльных племен, уничтожить знать нелояльных а все племена переселить (первые депортации!), причем желательно — в среду, максимально отличную от привычной среды обитания. Так, евреи из своих пустынных нагорий попали в Вавилон, уже не бывший столицей, но продолжавший оставаться крупным городом.
Отныне положение бывшей племенной знати ставилось в зависимость от службы «царю царей» (императору), их семьи фактически становились заложниками. Рядовые члены племени отрывались от своих богов, локализовывавшихся в особенных ручьях, скалах, деревьях. Как они осуществляли общение с богами? Ходили к ним и жаловались на свою тяжелую жизнь. Теперь молитву дереву заменил донос императору. Царь царей делал себя богом старше, чем местные природные божества, чтобы подчинить чернь. Как он доказывал черни, что главнее первобытных божеств? Обращение к дереву могло получить ответ, а могло и не получить. Донос всегда получал ответ. Следовательно, эта магия сильнее.
Здесь находится принципиальный водораздел двух типов государства — полисного и централизованного, поэтому его надо обозначить особенно. Полисное формируется подобно апельсину, делящемуся на дольки. В связи с усложнением экономики племенная знать разделяется на специалистов в различных областях деятельности, которые ведут за собой рядовых членов племени, может быть не достаточно способных, но хотя бы интересующихся определенной темой и готовых работать в этом направлении. Появляется структура гильдий, являющаяся основой полисного государства. Гильдия гончаров, кожевников, кораблестроителей и т.д. Как работает такая власть, как она решает проблемы? Если рядовой член полиса, принадлежащий к одной из гильдий, выявляет проблему, он выносит ее на публичное обсуждение гильдии, лидеры которой выступают с ней на народном собрании. В современном обществе это публикация статьи признанным в своей сфере деятельности экспертом — обсуждение проблемы в парламенте — принятие закона для решения вопроса. Такой механизм, помимо публичности, имеет одно главное преимущество — быть лидером сообщества в нем выгодно, оно того стоит.
В централизованной державе главным способом решения проблем является кулуарный с наличием интимности способ, сохранивший основные черты первобытных молений — это донос. Рядовой член племени общается непосредственно с царем царей через жалобу.
Доносчик. Кадр из фильма "Волшебный голос Джельсомино" (1977 г.)
На кого обычно жалуется доносчик? На более успешных членов племени, потому что у них есть чем поживиться. Для империи этот способ выгоден тем, что постоянно «держит в тонусе» племеннную знать, которая, опасаясь доносов, вынуждена «вертеться, как на сковородке». Но в такой системе не выгодно быть лидером, нет смысла чего-то добиваться — это приводит только к росту проблем. В особо отъявленных случаях доносчики объединяются в единственно возможные в таком обществе союзы — своего рода «комбеды», комитеты бедноты, являющиеся чем-то вроде профсоюзов неполноценных, объединения людей, самим толком ничего не умеющих, но зато с чувством поклоняющихся империи, обретающих видимость силы через ощущение «нужности системе» и с особым энтузиазмом травящих людей, наделенных хоть какими-то талантами. Это — движущая сила политики наваху и главная опора императора на местах. В истории масса примеров такого рода активности — это коллективизация, охота на ведьм, культурная революция. К карликовым формам такой политики относятся и попытки травли Шевчука, Сорокина, Подрабинека различными молодежными секциями единороссов.
Более чем значительным фактором является карликовость в империях. Поскольу быть настоящим, отвественным лидером, не выгодно, то развиваются карликовые, ущербные, комбедовские формы власти. В условиях снисходительного потакания «сверху» они становятся доминирующими формами народной активности, что, в свою очередь, приводит к стремительному вырождению народа империи.
Оставить комментарий
Авторский проект о прогрессорском пути Нижнего Новгорода и особом нижегородском образе жизни. Пояснения дают нижегородский культуролог Сергей Дресвянников (nnrusp@gmail.com)
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).