"Давление Москвы", как способ объяснить внешним воздействием внутренние проблемы

Редактор24.05.2007 в 03:04
Один из цветущих буйным цветом в настоящее время нижегородских мифов – «Москва не дает нашему городу развиваться». Руководители предприятий и ларьков недовольны оттоку кадров. Местные чиновники средних рангов боятся, что вовек не взойдут по карьерной лестнице под «московским внешним управлением». Кажется, что в Российском междуречье действует тот же принцип, как в более-менее компактных государствах-нациях, как Венгрия или Франция: столица строит свою уникальность, подавляя рост других центров.

Между тем, доказательств этой точки зрения не больше, чем ее оптимистических опровержений. Так, ни один другой российский город населением около миллиона человек не имеет столь развитой в процентном соотношении (число жителей центра / число жителей периферии) агломерации. С точки зрения экономической географии это – совершенно позитивный признак, своего рода «показатель здоровья» городского центра.

Автомагистраль, соединяющая Нижний Новгород и Москву, находится в лучшем состоянии, чем «трасса E-95» (Москва – Петербург). Эти и многие другие объективные, а не субъективные, факторы говорят о том, что у города хорошее будущее. Вопрос лишь в том, какое.

Сборочный цех

Когда-то Нижний Новгород состоял из совершенно других людей. Находясь на одном из крупнейших традиционных торговых путей (назовем его в стиле старорусских летописей – «из варяг в персы»), город востребовал кадры с качествами, актуальными для обслуживания этого потока. Неусидчивость, авантюризм, адаптивность в таких районах побеждают.

Однако развитие сети железных дорог и разрастание московского промышленного района на Восток привело с одной стороны к подрыву экономической базы «торгашей», с другой – к основанию производств, привлекавших, как правило из сельской местности, кадры с предпосылками для работы «на конвейере» – консерватизм, лояльность, упрямство.

Советский режим застал этот процесс формирования двух противоположных полюсов: одного, не желавшего сдавать уплывающие позиции, и другого, усиленно разраставшегося. Управленческая доктрина, основанная на идее формирования из советского лагеря полностью автономного, по крайней мере в экономическом отношении, организма, требовала найти обоим этим группам народонаселения хоть какое-то применение.

Расстреляв существенную часть старонижегородского населения под видом «проституток, спекулянтов и прочего сброда» по специальному, относящемуся к Нижнему Новгороду декрету Ленина, новые власти, тем не менее, не решили проблему окончательно.

Сейчас, когда Нижний Новгород, вместе со всей Россией, вернулся к естественному развитию, изменение профиля города продолжилось. Люди, не принимающие «сборочный цех» как дом родной, вытесняются в другие населенные пункты или погружаются в глубины местного общества.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).