"Русская жизнь" напишет о России правду
25 сентября в Нижегородском доме Актера прошел хлебосольный вечер креативной группы журнала «Русская жизнь», гастролирующей по России в поисках адекватного читателя. На встречу были приглашены слои новой русской интеллигенции и русских маркетологов.
- Новый интересный и необычный журнал. На все ваши вопросы ответят: конечно же, главный редактор Дмитрий Ольшанский. Обозреватель, журналист Олег Кашин, и, разумеется, издатель журнала Екатерина Мень.
Сохраним привычную обстановку пресс-конференции. Кто хочет задать вопрос — делаем простым жестом, поднятием руки. Представляемся, и, собственно, адресуем свой вопрос.
Дмитрий Ольшанский :
– Я хотел принести извинения за техническую проблему. Журнал не был разослан заранее, вместе с приглашением. Несколько десятков экземляров еще будут здесь розданы.
Извиняюсь за то, что это не сделано с самого начала. Я надеюсь, что вы его здесь увидите позже. Надеюсь, что вы получите какое-то удовольствие от чтения, от просмотра. Олег Кашин, замечательный журналист.
Олег Кашин :
– Я простужен. Слышно — нормально? Это не первая презентация нашего журнала, в которой мы участвуем. И каждый раз круг вопросов, которые нам задаются, примерно один и тот же. Вопрос первый: «Почему мало рекламы?» Вопрос второй: «Какое вы отношение имеете к партии Справедливая Россия?» Вопрос третий: «Когда Ваш журнал закроется?»
Рекламы у нас действительно пока мало. Это беда каждого нового журнала. Завоевать доверие рекламодателей. Выходят все новые и новые мировые брэнды и у них задача именно завоевать расположение рекламодателей. Надеюсь, что здесь присутствуют все рекламодатели Нижнего Новгорода, которые могут помочь. Вопрос второй. Действительно, наш издатель, Николай Левичев, является крупным функционером этой партии. Но содержание журнала говорит само за себя, мы далеки от политики. Вопрос третий, «когда мы закроемся», тоже совершенно не к нам. Можно закрыться через месяц, через год, можно никогда не закрыться.
Для каждого из нас это не первое место работы, но для меня лично, впервые за 6-7 мест работы каждый номер, который мы делаем, по тому чувству, который к нему испытываешь, гораздо важнее десяти номеров любого другого издания. Издается номер — мы сегодня утром закончили издание 11 номера, просто как собственного ребенка.
Екатерина Мень :
– Я хочу, чтобы все взяли выпивки, еды. Чтобы вот это все таким идиотизмом не выглядело. Когда полно столов и никто ничего с ними не делает. Это не по-русски — общаться на сухую, со всеми. Есть такая байка, про ученика в школе, который отвечал на уроке литературы — пересказывал Евгения Онегина. Его учительница спросила: «А что случилось с Ленским?». Он говорит «Я не знаю, что случилось с Ленским. Там раздался выстрел, и он упал». «А что тогда с ним случилось? Он умер?». «Нет, там не написано, что он умер». Наш читатель — тот, кто понимает, что раздался выстрел и он упал — значит умер. То есть он в состоянии делать некоторые выводы самостоятельно. Принимать мессиджы, которые ему передает автор, самостоятельно.
- Есть ли жизнь в России?
Дмитрий Ольшанский :
– Та жизнь, которая идет вокруг бизнеса и офиса, она слишком однообразная, и хочется чего-то еще. Журнал отвечает на вопрос, есть ли какая-то еще жизнь в России — кроме бизнеса, офиса и стандартных развлечений. Что еще происходит.
- Выборы близко, а у вас презентация. Неужели эти явления никак не связаны?
- Это не предвыборная история, не предвыборные деньги.
- Как вы будете отвоевывать свою нишу читательскую? Чтобы читали именно ваш журнал?
- В России за счет того, что у нас была система образования, у нас сохранилось некое число людей, которые помнят, кто такой Лев Толстой, и кому что-то интересно. Естественно, это для взрослых, образованных, более умных людей.
- Откуда читатели о вас узнают?
- Безусловно, это большая проблема. Потому что стандартная реклама здесь не очень работает.
Екатерина Мень :
– Весь предпоследний период развития медиа вытеснил любителей чтения. Он вытеснил любителей чтения за пределы. Есть огромный читательский потенциал, который обществом не используется вообще.
Дмитрий Ольшанский:
– Вот журнал появился, так что можно попробовать взять.
Один из авторов «Хроник»:
– Есть ли какое-то отличие нижегородской жизни от русской жизни?
- Вы знаете, есть, конечно. Мне ужасно здесь нравится. Это просто мой личный вкус. Больше всего люблю двухэтажные деревянные дома с садами. Обожаю. Конечно, в России очень много «промзон» – бесконечных, блочно-бетонных исключительно. Нижний мне ужасно нравится тем, что здесь это не так выражено. Здесь все-таки настоящий центр. Старый. У меня от этого всего удовольствие большое. Но здесь к сожалению происходит «москвизация» небольшая, я вижу, которая, конечно, удручает. Потому что в Москве очень много уничтожили хорошего за последние десять лет.
- Будете ли вы организовывать местный филиал редакции?
- Мы сотрудничаем с местными. Захаром Прилепиным, довольно известными местным писателем, журналистом, деятелем. Но мы это будем расширять. Каких-то еще авторов привлекать. Из Нижнего. Но это постепенный процесс.
- Хотите ли вы решать какие-то проблемы современного общества?
- У нас преувеличенное представление о современной работе, как о чем-то таком скоростном. Между тем, очень многие современные офисы ничем не отличаются от НИИ 70-х годов. Все вот эти клерки — они на самом деле тоже неизвестно чем занимаются.
Наш журнал — для того, чтобы медленно перелистать. Это медленный журнал. Я хочу пропагандировать идею медленной скорости. У нас большая проблема связана с убыстрением. Неправильным. Все пестрит, это нечто лихорадочное. Мне это не нравится.
- Как вы относитесь к такому явлению, как декаданс?
- Что такое декаданс в России? Они начинают какие-то такие странные возможности выражения себя потому, что уже все нормально, все ординарно, все обычно. Все испробовано, все сделано, от всего воротит. И так далее. У нас сейчас несколько не тот период. Мы переживаем период каких-то попыток немножко нормально жить. Если внуки «новых русских» находят все лучшее везде, им все надоест, и они будут финансировать сборники поэзии, то это уже будет декаданс.
Автор «Хроник» :
– Журнал должен получится массовым? В то же время, хотелось бы понять, как вы оцениваете роль интеллигенции? Раньше считалось, что человек читает, например, журнал «Новый мир». Некая интеллигенция задает некий путь. А сейчас эта интеллигенция как-то трансформировалась. Она стала более мобильной? Более разноплановой?
- Она вынуждена сейчас деньги зарабатывать. Заниматься не своими делами. Но в общем-то это люди, которые сейчас скучают. Я не уверен, что эти люди сейчас перерождаются.
- Как вы считаете, кого читателю приятно видеть во главе журнала? Людей, близких им по запросам? Выше их, или ниже?
- Просто взрослые люди. Просто нормальные, культурные люди. Которые любят чтение прежде всего. Как процесс.
- Какие у людей должны быть ожидания от номера? Что мы откроем какую-то неожиданную тему, новый горизонт?
- Он просто увлечен какой-то стилистикой, связанной с автором.
- Дело в том, что понятно, чего люди ждут от некоторых изданий. Например «Коммерсант — Власть». Они ждут каких-то подробностей. А от «Русской жизни» что можно ждать?
- Прежде всего хорошего чтения. Авторское. Увлечься процессами, связанными с этими авторами.
- Думаю, с Захаром Прилепиным получится очень даже неплохо.
- Я тоже думаю, что вполне.
- Он умеет открывать такие горизонты, которые даже в трактире не услышишь.
Автор «Хроник» :
– Когда стук бокалов и рюмок заглушил голоса организаторов, они вынуждены были переместиться поближе к винному раздатку, чтобы завладеть вниманием аудитории. Ты считаешь, что это перспективный опыт общения с нижегородской аудиторией? Как организатор вечеринок, прокомментируй — это в стиле русской жизни, или нет?
Кайзерслаутерн, маркетолог строительной компании :
– Вообще да. В стиле русской жизни — когда все не во-время, нужно сначала подождать, и когда уже все кипит, сказать: «Залейте трубы, господа! Выпейте! Сделайте так, чтобы вам стало лучше». Особенно в таком тесном помещении, учитывая, что жарко — выпить, разумеется, хочется. Алкоголя нужно не много, когда так жарко. Все уже расслаблены. Вы заметили — там такой уголок пенсионеров образовался, и людей близкого возраста…
- Интеллигентного возраста.
- Да. И они как-то сразу ушли в свои проблемы. Немножко послушали организаторов и теперь у них останется хорошее впечатление об этом мероприятии.
- Все неплохо. Единственное, мне кажется, помещение можно было бы побольше…
- В Нижегородском цирке.
- Возможно.
- Выходит, наш Захар Прилепин пробился в московские сферы? То есть он здесь — не как представитель нижегородскости?
- Я считаю, что его специально пиарят. Чтобы он — как карманный Лимонов. Я слышала такую версию, что Лимонова контролировать сложно, поэтому решили вырастить такого же, который был бы помоложе. Взять такого талантливого молодого человека, который хорошо пишет и фактурной внешности.
- А как его можно вырастить?
- Чтобы направить его талант в нужное русло. Прилепин, он же хорошо пишет. Он написал роман про лимоновца, про нацбола по-моему. «Санька» – это про нацбола вообще-то, если ты не читал.
- Как считаешь, состав участников — странный какой-то?
- Вообще да, странноватый конечно.
- Я имею в виду, что нет знаковых людей, вроде «бабушки Бу».
- Да да да. Знаковых фигур нет.
- Тех, кто знаком с нижегородской жизнью. Даже Барановского нет.
- Да. Пришел такой тонкий слой всяких там Интернет-деятелей. Пришли всякие НТР-ы, Волги. Плюс непонятные мальчик и девочка, которые вообще не имеют отношения.
- А ты как об этом узнала?
- У нас есть сайт – «Литклуб.ннов.ру». Вот я там и узнала.
- Который ломали, но на самом деле не взломали?
- Да да.
- Интересно, Арсений Гончуков по-прежнему пытается быть таким оптимистом?
- Да да да.
- А его здесь нет?
- Есть. В воскресенье буквально была презентация журнала «Берега» в «Городе Горьком». «Первый журнал для молодых писателей».
- Пользуясь случаем, хочу тебя пригласить завтра на яхте покататься.
- На яхте?
- Да, на парусно-дизельной яхте «Нефертити». Если ты хочешь, если ты выкроишь время.
- Я работаю.
- А то бы у нас была женщина на судне. Не женщина-матрос, буфетчица, а именно женщина-пассажир.
Олег Кашин :
– В номере, который выйдет в пятницу, есть моя статья о милиционере, который пятнадцать лет назад ушел в лес. Мы поехали к месту его пребывания и засняли все детали его повседневной деятельности.
Автор «Хроник» :
– Это центральный милиционер? То есть он из Москвы?
Олег Кашин :
– Из Ярославля. Это смешная и малоприличная история. Он, желая показать, как чистит пруд свой, – у него пруд там, он рыбу разводит, – он разделся догола, – оказалось, что у него вообще нет трусов, – и чистит граблями пруд. Статья моя заканчивалась тем, что «его короткий член подрагивал в такт движения граблей».
Мы два дня всей редакцией спорили — писать ли, что член короткий? Решили, что писать нужно, потому что правда превыше всего.
- А это сопровождается даже какой-то иллюстрацией всего этого?
- Нет, его голого мы не фотографировали, потому что мы приличное издание.
У нас, если вы заметили, половина фотографий, а половина рисунков. Очень много художников, которые рисуют.
- Как в Штатах, когда рисуют судебные заседания.
- Иногда рисунок заразательнее фотографии.
Веселая Коза – символ нижегородского театрального фестиваля) – рисунок у лестницы Дома Актера
- Интересно, когда это делается под неких художников, скажем, голландских. Скажем так, когда современный человек получается с какими-то бакенбардами. Потому что многие понимают, что нынешние события тоже будут иметь историческую глубину через какое-то время.
- Может, это нескромно, но я советую всем, кто читает, сохранять старые номера, чтобы детям и внукам отдать, чтобы они знали, как жила Россия.
- То есть как журнал «Вокруг света», но внутри этой России?
- Да.
Милиционер — это, конечно гротескная история, но в том номере, который раздавали, писал про советского поэта Егора Исаева, который был лауреатом всех премий, героем труда, но у него очень плохие стихи. И я об этом прямо пишу. Конечно, волновался. Потому что он во-первых живой человек, и что он обидится. А он после этого позвонил, сказал: «Ребята, спасибо огромное». То есть правда нужна всегда.
- То есть журнал претендует на некие хроники российской действительности.
- Да, и современной, и исторической.
- Это несколько наивный взгляд, именно незамутненный. То есть как есть, так и описывается. При этом оказывается, что обычно добавляются такие детали, которые исказили бы суть.
- Во всех журналах, скажем так, социальных, – в них в начале — обзор новостей. У нас тоже обзор новостей, но не таких – «Путин приехал в Сочи», а, грубо говоря, «бабушка в Нижегородской области убила внука поленом». Это тоже жизнь.
- Главное, чтобы это в целом не воспринималось, как очередная сводка страшных новостей.
- В целом этого нет. Печаль наша светла. Мы оптимисты и это видно по журналу.
- А что-то уравновешивает такие ужасные хроники? Есть большой литраздел? Большой и светлый.
- Не всегда. Мы о плохих людях пишем тоже. Есть нормальный раздел «Былое» про историю. Очень часто мы берем интервью у десяти стариков, которым за девяносто, которые рассказывают про свое детство, про коллективизацию и так далее. Этого ни у кого больше нет. К нам недавно обратились с Геофака МГУ. Они издают справочник по народам России. И говорят: «У нас нет картинки «русские». У нас есть только лапти и избы, а вот современных русских нет. Дайте нам пожалуйста фотографии». Мы дали, и я тоже этим горжусь.
- Хотелось бы, чтобы у вас был корпункт по сбору адекватных материалов. Потому что видно, что когда издание начинает ориентироваться на регион, то реклама в нем начинает цениться значительно выше.
Вы наверно целый тур сделали по городам?
- Нижний у нас — третий город, были Екатеринбург и Новосибирск. У вас мы нашли лучшее — и публика, и формат — мы долго его пытались найти. То «зал и люди сидят», то «корпоративная вечеринка» с жестким провинциальным конферансье.
- А как это – «жесткий провинциальный»?
- Буквально «А теперь мы все позовем дедушку Мороза! Дедушка мороз!». Человек, который местная кинозвезда, ведущая новогодние праздники у людей. «А давайте устроим бег в мешках!»
- К журналу «Русская жизнь» можно стакан водки пластиковый запаивать, как запаивают DVD. Распечатал, выпил стакан, и начал читать.
- Была противоположная идея — сделать водку под названием «Русская жизнь», с такими же этикетками в виде обложек.
- Как «журнал Мягков»? Которого нет. А тут все будет реальное.
- «Русская жизнь ржаная», «Русская жизнь медовая с перцем».
- Это было бы здорово. «Русская жизнь газированная». Газированная водка — достаточно уникальный продукт.
- Новый интересный и необычный журнал. На все ваши вопросы ответят: конечно же, главный редактор Дмитрий Ольшанский. Обозреватель, журналист Олег Кашин, и, разумеется, издатель журнала Екатерина Мень.
Сохраним привычную обстановку пресс-конференции. Кто хочет задать вопрос — делаем простым жестом, поднятием руки. Представляемся, и, собственно, адресуем свой вопрос.
Дмитрий Ольшанский :
– Я хотел принести извинения за техническую проблему. Журнал не был разослан заранее, вместе с приглашением. Несколько десятков экземляров еще будут здесь розданы.
Извиняюсь за то, что это не сделано с самого начала. Я надеюсь, что вы его здесь увидите позже. Надеюсь, что вы получите какое-то удовольствие от чтения, от просмотра. Олег Кашин, замечательный журналист.
Олег Кашин :
– Я простужен. Слышно — нормально? Это не первая презентация нашего журнала, в которой мы участвуем. И каждый раз круг вопросов, которые нам задаются, примерно один и тот же. Вопрос первый: «Почему мало рекламы?» Вопрос второй: «Какое вы отношение имеете к партии Справедливая Россия?» Вопрос третий: «Когда Ваш журнал закроется?»
Рекламы у нас действительно пока мало. Это беда каждого нового журнала. Завоевать доверие рекламодателей. Выходят все новые и новые мировые брэнды и у них задача именно завоевать расположение рекламодателей. Надеюсь, что здесь присутствуют все рекламодатели Нижнего Новгорода, которые могут помочь. Вопрос второй. Действительно, наш издатель, Николай Левичев, является крупным функционером этой партии. Но содержание журнала говорит само за себя, мы далеки от политики. Вопрос третий, «когда мы закроемся», тоже совершенно не к нам. Можно закрыться через месяц, через год, можно никогда не закрыться.
Для каждого из нас это не первое место работы, но для меня лично, впервые за 6-7 мест работы каждый номер, который мы делаем, по тому чувству, который к нему испытываешь, гораздо важнее десяти номеров любого другого издания. Издается номер — мы сегодня утром закончили издание 11 номера, просто как собственного ребенка.
Екатерина Мень :
– Я хочу, чтобы все взяли выпивки, еды. Чтобы вот это все таким идиотизмом не выглядело. Когда полно столов и никто ничего с ними не делает. Это не по-русски — общаться на сухую, со всеми. Есть такая байка, про ученика в школе, который отвечал на уроке литературы — пересказывал Евгения Онегина. Его учительница спросила: «А что случилось с Ленским?». Он говорит «Я не знаю, что случилось с Ленским. Там раздался выстрел, и он упал». «А что тогда с ним случилось? Он умер?». «Нет, там не написано, что он умер». Наш читатель — тот, кто понимает, что раздался выстрел и он упал — значит умер. То есть он в состоянии делать некоторые выводы самостоятельно. Принимать мессиджы, которые ему передает автор, самостоятельно.
- Есть ли жизнь в России?
Дмитрий Ольшанский :
– Та жизнь, которая идет вокруг бизнеса и офиса, она слишком однообразная, и хочется чего-то еще. Журнал отвечает на вопрос, есть ли какая-то еще жизнь в России — кроме бизнеса, офиса и стандартных развлечений. Что еще происходит.
- Выборы близко, а у вас презентация. Неужели эти явления никак не связаны?
- Это не предвыборная история, не предвыборные деньги.
- Как вы будете отвоевывать свою нишу читательскую? Чтобы читали именно ваш журнал?
- В России за счет того, что у нас была система образования, у нас сохранилось некое число людей, которые помнят, кто такой Лев Толстой, и кому что-то интересно. Естественно, это для взрослых, образованных, более умных людей.
- Откуда читатели о вас узнают?
- Безусловно, это большая проблема. Потому что стандартная реклама здесь не очень работает.
Екатерина Мень :
– Весь предпоследний период развития медиа вытеснил любителей чтения. Он вытеснил любителей чтения за пределы. Есть огромный читательский потенциал, который обществом не используется вообще.
Дмитрий Ольшанский:
– Вот журнал появился, так что можно попробовать взять.
Один из авторов «Хроник»:
– Есть ли какое-то отличие нижегородской жизни от русской жизни?
- Вы знаете, есть, конечно. Мне ужасно здесь нравится. Это просто мой личный вкус. Больше всего люблю двухэтажные деревянные дома с садами. Обожаю. Конечно, в России очень много «промзон» – бесконечных, блочно-бетонных исключительно. Нижний мне ужасно нравится тем, что здесь это не так выражено. Здесь все-таки настоящий центр. Старый. У меня от этого всего удовольствие большое. Но здесь к сожалению происходит «москвизация» небольшая, я вижу, которая, конечно, удручает. Потому что в Москве очень много уничтожили хорошего за последние десять лет.
- Будете ли вы организовывать местный филиал редакции?
- Мы сотрудничаем с местными. Захаром Прилепиным, довольно известными местным писателем, журналистом, деятелем. Но мы это будем расширять. Каких-то еще авторов привлекать. Из Нижнего. Но это постепенный процесс.
- Хотите ли вы решать какие-то проблемы современного общества?
- У нас преувеличенное представление о современной работе, как о чем-то таком скоростном. Между тем, очень многие современные офисы ничем не отличаются от НИИ 70-х годов. Все вот эти клерки — они на самом деле тоже неизвестно чем занимаются.
Наш журнал — для того, чтобы медленно перелистать. Это медленный журнал. Я хочу пропагандировать идею медленной скорости. У нас большая проблема связана с убыстрением. Неправильным. Все пестрит, это нечто лихорадочное. Мне это не нравится.
- Как вы относитесь к такому явлению, как декаданс?
- Что такое декаданс в России? Они начинают какие-то такие странные возможности выражения себя потому, что уже все нормально, все ординарно, все обычно. Все испробовано, все сделано, от всего воротит. И так далее. У нас сейчас несколько не тот период. Мы переживаем период каких-то попыток немножко нормально жить. Если внуки «новых русских» находят все лучшее везде, им все надоест, и они будут финансировать сборники поэзии, то это уже будет декаданс.
Автор «Хроник» :
– Журнал должен получится массовым? В то же время, хотелось бы понять, как вы оцениваете роль интеллигенции? Раньше считалось, что человек читает, например, журнал «Новый мир». Некая интеллигенция задает некий путь. А сейчас эта интеллигенция как-то трансформировалась. Она стала более мобильной? Более разноплановой?
- Она вынуждена сейчас деньги зарабатывать. Заниматься не своими делами. Но в общем-то это люди, которые сейчас скучают. Я не уверен, что эти люди сейчас перерождаются.
- Как вы считаете, кого читателю приятно видеть во главе журнала? Людей, близких им по запросам? Выше их, или ниже?
- Просто взрослые люди. Просто нормальные, культурные люди. Которые любят чтение прежде всего. Как процесс.
- Какие у людей должны быть ожидания от номера? Что мы откроем какую-то неожиданную тему, новый горизонт?
- Он просто увлечен какой-то стилистикой, связанной с автором.
- Дело в том, что понятно, чего люди ждут от некоторых изданий. Например «Коммерсант — Власть». Они ждут каких-то подробностей. А от «Русской жизни» что можно ждать?
- Прежде всего хорошего чтения. Авторское. Увлечься процессами, связанными с этими авторами.
- Думаю, с Захаром Прилепиным получится очень даже неплохо.
- Я тоже думаю, что вполне.
- Он умеет открывать такие горизонты, которые даже в трактире не услышишь.
Автор «Хроник» :
– Когда стук бокалов и рюмок заглушил голоса организаторов, они вынуждены были переместиться поближе к винному раздатку, чтобы завладеть вниманием аудитории. Ты считаешь, что это перспективный опыт общения с нижегородской аудиторией? Как организатор вечеринок, прокомментируй — это в стиле русской жизни, или нет?
Кайзерслаутерн, маркетолог строительной компании :
– Вообще да. В стиле русской жизни — когда все не во-время, нужно сначала подождать, и когда уже все кипит, сказать: «Залейте трубы, господа! Выпейте! Сделайте так, чтобы вам стало лучше». Особенно в таком тесном помещении, учитывая, что жарко — выпить, разумеется, хочется. Алкоголя нужно не много, когда так жарко. Все уже расслаблены. Вы заметили — там такой уголок пенсионеров образовался, и людей близкого возраста…
- Интеллигентного возраста.
- Да. И они как-то сразу ушли в свои проблемы. Немножко послушали организаторов и теперь у них останется хорошее впечатление об этом мероприятии.
- Все неплохо. Единственное, мне кажется, помещение можно было бы побольше…
- В Нижегородском цирке.
- Возможно.
- Выходит, наш Захар Прилепин пробился в московские сферы? То есть он здесь — не как представитель нижегородскости?
- Я считаю, что его специально пиарят. Чтобы он — как карманный Лимонов. Я слышала такую версию, что Лимонова контролировать сложно, поэтому решили вырастить такого же, который был бы помоложе. Взять такого талантливого молодого человека, который хорошо пишет и фактурной внешности.
- А как его можно вырастить?
- Чтобы направить его талант в нужное русло. Прилепин, он же хорошо пишет. Он написал роман про лимоновца, про нацбола по-моему. «Санька» – это про нацбола вообще-то, если ты не читал.
- Как считаешь, состав участников — странный какой-то?
- Вообще да, странноватый конечно.
- Я имею в виду, что нет знаковых людей, вроде «бабушки Бу».
- Да да да. Знаковых фигур нет.
- Тех, кто знаком с нижегородской жизнью. Даже Барановского нет.
- Да. Пришел такой тонкий слой всяких там Интернет-деятелей. Пришли всякие НТР-ы, Волги. Плюс непонятные мальчик и девочка, которые вообще не имеют отношения.
- А ты как об этом узнала?
- У нас есть сайт – «Литклуб.ннов.ру». Вот я там и узнала.
- Который ломали, но на самом деле не взломали?
- Да да.
- Интересно, Арсений Гончуков по-прежнему пытается быть таким оптимистом?
- Да да да.
- А его здесь нет?
- Есть. В воскресенье буквально была презентация журнала «Берега» в «Городе Горьком». «Первый журнал для молодых писателей».
- Пользуясь случаем, хочу тебя пригласить завтра на яхте покататься.
- На яхте?
- Да, на парусно-дизельной яхте «Нефертити». Если ты хочешь, если ты выкроишь время.
- Я работаю.
- А то бы у нас была женщина на судне. Не женщина-матрос, буфетчица, а именно женщина-пассажир.
Олег Кашин :
– В номере, который выйдет в пятницу, есть моя статья о милиционере, который пятнадцать лет назад ушел в лес. Мы поехали к месту его пребывания и засняли все детали его повседневной деятельности.
Автор «Хроник» :
– Это центральный милиционер? То есть он из Москвы?
Олег Кашин :
– Из Ярославля. Это смешная и малоприличная история. Он, желая показать, как чистит пруд свой, – у него пруд там, он рыбу разводит, – он разделся догола, – оказалось, что у него вообще нет трусов, – и чистит граблями пруд. Статья моя заканчивалась тем, что «его короткий член подрагивал в такт движения граблей».
Мы два дня всей редакцией спорили — писать ли, что член короткий? Решили, что писать нужно, потому что правда превыше всего.
- А это сопровождается даже какой-то иллюстрацией всего этого?
- Нет, его голого мы не фотографировали, потому что мы приличное издание.
У нас, если вы заметили, половина фотографий, а половина рисунков. Очень много художников, которые рисуют.
- Как в Штатах, когда рисуют судебные заседания.
- Иногда рисунок заразательнее фотографии.
Веселая Коза – символ нижегородского театрального фестиваля) – рисунок у лестницы Дома Актера
- Интересно, когда это делается под неких художников, скажем, голландских. Скажем так, когда современный человек получается с какими-то бакенбардами. Потому что многие понимают, что нынешние события тоже будут иметь историческую глубину через какое-то время.
- Может, это нескромно, но я советую всем, кто читает, сохранять старые номера, чтобы детям и внукам отдать, чтобы они знали, как жила Россия.
- То есть как журнал «Вокруг света», но внутри этой России?
- Да.
Милиционер — это, конечно гротескная история, но в том номере, который раздавали, писал про советского поэта Егора Исаева, который был лауреатом всех премий, героем труда, но у него очень плохие стихи. И я об этом прямо пишу. Конечно, волновался. Потому что он во-первых живой человек, и что он обидится. А он после этого позвонил, сказал: «Ребята, спасибо огромное». То есть правда нужна всегда.
- То есть журнал претендует на некие хроники российской действительности.
- Да, и современной, и исторической.
- Это несколько наивный взгляд, именно незамутненный. То есть как есть, так и описывается. При этом оказывается, что обычно добавляются такие детали, которые исказили бы суть.
- Во всех журналах, скажем так, социальных, – в них в начале — обзор новостей. У нас тоже обзор новостей, но не таких – «Путин приехал в Сочи», а, грубо говоря, «бабушка в Нижегородской области убила внука поленом». Это тоже жизнь.
- Главное, чтобы это в целом не воспринималось, как очередная сводка страшных новостей.
- В целом этого нет. Печаль наша светла. Мы оптимисты и это видно по журналу.
- А что-то уравновешивает такие ужасные хроники? Есть большой литраздел? Большой и светлый.
- Не всегда. Мы о плохих людях пишем тоже. Есть нормальный раздел «Былое» про историю. Очень часто мы берем интервью у десяти стариков, которым за девяносто, которые рассказывают про свое детство, про коллективизацию и так далее. Этого ни у кого больше нет. К нам недавно обратились с Геофака МГУ. Они издают справочник по народам России. И говорят: «У нас нет картинки «русские». У нас есть только лапти и избы, а вот современных русских нет. Дайте нам пожалуйста фотографии». Мы дали, и я тоже этим горжусь.
- Хотелось бы, чтобы у вас был корпункт по сбору адекватных материалов. Потому что видно, что когда издание начинает ориентироваться на регион, то реклама в нем начинает цениться значительно выше.
Вы наверно целый тур сделали по городам?
- Нижний у нас — третий город, были Екатеринбург и Новосибирск. У вас мы нашли лучшее — и публика, и формат — мы долго его пытались найти. То «зал и люди сидят», то «корпоративная вечеринка» с жестким провинциальным конферансье.
- А как это – «жесткий провинциальный»?
- Буквально «А теперь мы все позовем дедушку Мороза! Дедушка мороз!». Человек, который местная кинозвезда, ведущая новогодние праздники у людей. «А давайте устроим бег в мешках!»
- К журналу «Русская жизнь» можно стакан водки пластиковый запаивать, как запаивают DVD. Распечатал, выпил стакан, и начал читать.
- Была противоположная идея — сделать водку под названием «Русская жизнь», с такими же этикетками в виде обложек.
- Как «журнал Мягков»? Которого нет. А тут все будет реальное.
- «Русская жизнь ржаная», «Русская жизнь медовая с перцем».
- Это было бы здорово. «Русская жизнь газированная». Газированная водка — достаточно уникальный продукт.
→ "Русская жизнь" напишет о России правду
Оставить комментарий
Авторский проект о прогрессорском пути Нижнего Новгорода и особом нижегородском образе жизни. Пояснения дают нижегородский культуролог Сергей Дресвянников (nnrusp@gmail.com)
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).