История появления водопровода в Нижнем Новгороде

Редактор01.05.2009 в 11:44

"Царственно поставленный" у слияния Оки и Волги Нижний Новгород всегда нуждался в питьевой воде. Парадоксальным это может показаться лишь на поверхностный взгляд.

Если заглянуть глубже в прямом и переносном смысле этого слова, то выяснится, что в толщах окско-волжского правого берега водоносные слои расположены так, что с помощью артезианских скважин добыть воду нельзя, а поднимать из реки на гору - очень сложно, так как высота ее составляет около 100 м.
Люди побогаче, имевшие челядь или упряжь лошадей, посылали за водой к ключам - родникам, выбивавшимся по склонам Окского и Волжского откосов. В. В. Перов написал свою знаменитую "Тройку" в Москве, но такую же картину - оборванных, промерзших мальчишек, волокущих санки с бочкой воды, наверное, можно было видеть ранним морозным утром и на Почаинском, и на Георгиевском, и на Похвалинском съездах.

В основном же брали воду из Черного, Покровского, Звездинского прудов и из речек Почайны, Ковалихи, Гремячей и Безымянной. Зимой вода была в достатке, но летом мелели пруды и речки, вода загрязнялась стоками выгребных ям, отбросами, нередко превращаясь в зловонную жижу.
Нехватка воды была бедой всех приволжских городов.

В "Нижегородских губернских ведомостях" от 5 января 1846 г. была помещена статья "Снабжение водой Нижнего Новгорода". Она позволяет судить о серьезности сложившегося в Нижнем положения с водой.

"Все вообще жители Нижнего Новгорода, в особенности те, которые живут в верхней части его, чрезвычайно затрудняются в получении волжской и окской воды. Крутая, почти утесистая гора в 43 сажени высотой служит подножием верхнего города. Каких усилий, каких издержек стоит доставление речной воды в жилища при такой невыгодной в этом отношении местности!
Особенно чувствуют эту невыгоду те, которые по недостаточности своих средств не имеют лошадей и принуждены или посылать своих людей, или же сами ходить с ведрами на Волгу. А число таких людей во всех городах несравненно больше, нежели число достаточных. Все мещанство Нижнего Новгорода, 9/10 сословия чиновников принадлежат к этому разряду. Странно, что до сих пор не явился цех водовозов подобно тому, как явился он в Казани, где доставка воды из озера Кабана, впрочем, гораздо менее затруднительна, нежели доставка волжской воды в верхнюю часть Н.Новгорода. В Казани платят за ведро по две копейки ассигнациями; принимая в соображение различие местностей казанской и нижегородской, надобно положить цену ведра речной воды в Нижнем пять копеек ассигнациями. Такую цену и брали появляющиеся иногда водовозы.

Для верхней части нашего города потребно, по крайней мере, 20 000 ведер ежедневно, это составляет ценность в 1000 рублей ассигнациями в год. Сумма огромная до невероятности, но тем не менее истинная и основанная на верном расчете.
А пожары - как часто мы бываем свидетелями, что, несмотря на всевозможные для человека усилия полиции, пожар распространяется по причине недостатка воды. Перебирая летописи Нижнего Новгорода, мы замечаем, что с половины четырнадцатого столетия он до двадцати раз подвергался страшным несчастиям от огня; нередко сгорала целая половина города, иногда и более - и всегда главнейшей причиной этого был недостаток воды".

Попытки решить проблему обеспечения нижегородцев водой предпринимались неоднократно. Всем известно имя изобретателя-нижегородца Кулибина. Почти полвека бился он над созданием механизма, подобного вечному двигателю. Главной целью этих стараний было создание доступного по стоимости способа подъема волжской воды на необходимую высоту. Проекты обеспечения водой составлялись и позднее, были среди них и совершенно неосуществимые, и вполне реальные. Однако в любом случае требовались значительные суммы, которых в городской казне, как правило, не находилось. Решение вопроса все откладывалось, и стоял город на двух огромных реках, но без хорошей питьевой воды.

Вопрос обеспечения водой повлиял и на застройку города, на роль его отдельных частей в дальнейшем развитии, на то, что мы сейчас называем специализацией городских районов. В 1816 году решался вопрос о переносе Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. Занимался этим вопросом канцлер граф Румянцев. На его рассмотрение одним из первых был подан проект ярмарки, намечавший местом для нее Панские Бугры - огромное, пустующее поле между Печерским монастырем и селом Высоковом, то есть местность примерно от нынешней больницы Семашко. Но вставал вопрос об обеспечении водой. Граф Румянцев предложил устроить подъем воды на высокий берег с использованием тягловой силы. Помимо затрат на строительство ярмарочных зданий и на устройство съездов к Волге он обошелся бы в несколько миллионов рублей. Проект был отклонен.

Около 1835 г. составилось было общество для осуществления проекта безвестного механика по подъему воды из Оки или Волги на горы и устройству накопительных резервуаров.
Однако оно распалось, а проект был, скорее всего, потерян.
Видимо, требовались не только деньги, требовался человек, обладающий властью и пользующийся доверием. Таким человеком стал вновь прибывший в 1844 г. в Нижний Новгород генерал-губернатор князь М. А. Урусов.

Знающий неспешность бюрократической машины, Урусов обратился за официальным разрешением на строительство водопровода и в то же время начал подготовку к нему, рассматривая практические предложения.

Одним из самых интересных было предложение нижегородского купца Блюмберга, который считал, что с помощью паровой машины волжскую воду можно поднять к Георгиевской башне. Но поскольку она стоит на косогоре и от давления воды могла начать разрушаться, то резервуар он предлагал создать в Дмитриевской башне, взяв за образец устройство в Москве на Сухаревской башне. Чтобы оплатить расходы, он предлагал создать общество на паях.
Коммерческая сторона предложения в конечном счете стала причиной отклонения проекта.

10 мая 1846 г. можно считать точкой отсчета в истории строительства нижегородского водопровода.
Этим числом датируется директивное отношение ?7360 главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий, в котором губернской строительной комиссии сообщалось, что начальнику округа путей сообщения генерал-майору Гермесу вместе с инженер-подполковником Шембелем и бароном Дельвигом поручено: во-первых, изыскать и определить, каким образом можно снабдить верхнюю часть города водою; во-вторых, на основании этих изысканий составить проект и исчисление издержек; в-третьих, все это предварительно представить на заключение нижегородского военного губернатора и с его мнением представить главноуправляющему.

Автором проекта водопровода стал инженер-подполковник Андрей Иванович Дельвиг. Он родился в 1813 г. В пятнадцать лет стал учеником Петербургского военно-строительного училища, преобразованного в 1830 г. в институт путей сообщения. Когда он в 1837 г. в первый раз прибыл в Н.Новгород, было ему всего 24 года, однако он уже не был новичком в строительном деле: за его плечами был опыт съемки планов окрестностей Санкт- Петербурга, кроме того, он разрабатывал проект шоссе Москва - Брест-Литовский, выполнял многие другие ответственные поручения. Через шесть лет он возглавил прокладку Московского шоссе от границ Владимирской губернии до Макарьевской ярмарки.
Человек требовательный и честный, он был крут в отношении тех подчиненных, которые уличались в нерадивости и особенно казнокрадстве. На место уволенных он набирал молодых инженеров, имеющих незапятнанную репутацию. В 1844 г. после настойчивых уговоров князя Урусова А. И. Дельвиг дал согласие на свой перевод в губернскую управу на должность начальника строительных работ.

Главной задачей его было сделать проект и построить водопровод, но помимо этого он имел множество других обязанностей: разрабатывал новый генеральный план Н. Новгорода; старый совпадал с существующей застройкой только в той части, которая прилегала непосредственно к кремлю. Новый план должен был предусмотреть развитие города при максимальном сохранении существующей застройки. План был остро необходим и для проектирования водопровода.

Еще одной "головной болью" всего инженерно-строительного корпуса Н.Новгорода были откосные работы. Оползни и обвалы всегда были наиболее частыми стихийными бедствиями в городе. В 1845 г. они по каким-то причинам приобрели массовый характер. В зоне находился и тот участок, где предполагалось начать строительство первого водопровода. Поэтому была создана комиссия, которой вменялось изучить причины усиления оползней и обвалов и разработать комплекс мер по уменьшению вреда от них. А. И. Дельвиг стал председателем этой комиссии.
Под его же руководством перестраивались ярмарочные здания, мостилось булыжником Московское шоссе под Н.Новгородом, возводились постройки комплекса женского Мариинского института, для которых было выбрано место близ старой Сенной площади (современная территория политехнического университета). Можно себе представить, сколь напряженно жил этот человек! И все-таки главная его заслуга перед Н. Новгородом - проектирование и строительство водопровода. Проект рассматривали в Министерстве внутренних дел, он был представлен на высочайшее утверждение: с ним знакомился император Николай I.

Все строительные работы по созданию водопровода в результате торгов были сданы за 20,1 тыс. рублей серебром нижегородскому купцу В. Мичурину.

Водопроводы, построенные к тому времени в русских городах, были самотечными. По известным причинам для Н. Новгорода такая конструкция была непригодна. Надо было решить проблему оборудования для насосной станции.

Заграница уже имела опыт его создания, но стоило оно так дорого, что затея со строительством водопровода становилась нереальной. Русские же механические заводы такого оборудования не делали, и заказ разместить оказалось очень трудно.

Потребовалось все влияние, все умение убеждать, подталкивать к риску, каким обладал князь М. А. Урусов, для того чтобы управляющий Выксунскими заводами принял на себя поставку и установку на месте всех принадлежностей водопровода.
Когда все препятствия были позади, нижегородцы приступили к строительству водопровода. 1 июля 1846 г. прошла закладка здания водоподъемной станции и фонтана на Благовещенской площади. Работы начались. Уже в ноябре 1846 г. с Выксунского завода были поставлены и чугунные трубы, и вся металлическая оснастка.

Напряженная работа, поездки в Выксу, где на заводе Шепелевых выполнялся заказ на изготовление паровых машин и чугунной чаши фонтана, подорвали здоровье А. И. Дельвига, он уезжает на лечение за границу и возвращается осенью, перед самым завершением строительства.

Современное прочтение образа барона А.И.Дельвига. Фото С.Дресвянникова.


Наступил день пробного пуска водопровода. Представьте себе промозглое осеннее утро, едва пробивающийся рассвет. На Благовещенской площади - небольшая группа людей, среди которых выделяется внушительная фигура губернатора, рядом с ним А. И. Дельвиг. Уже известно, что главный механик Шепелевских заводов Антон Трофимович Копьев, руководивший установкой водоподъемных машин, запустил одну из них в ход. Томительно идут минуты, людей, столпившихся в ожидании, пробирает нервная дрожь. И каким же ликованием сменилось волнение, когда первым, еще слабым толчком вода плеснулась в чашу фонтана!

Театрализованное открытие светомузыкального фонтана в Нижнем Новгороде на площади Минина и Пожарского, бывшей Благовещенской площади 28 апреля 2009 г. Фото С.Дресвянникова.


Что же представлял собой первый нижегородский водопровод? На Волжском откосе, от Кремля до Красных казарм, было выведено на поверхность 12 источников. По деревянным сверленым трубам вода собиралась в резервуар при водоподъемной станции. Ее построили в месте соединения Казанского и Георгиевского съездов. Рядом с этим местом под сенью деревьев сейчас выходит дренажная штольня, которую знают все, кто приходит отдыхать на волжский пляж. Холодная прозрачная, к сожалению, не такая чистая, как во времена А. И. Дельвига, вода манит в летнюю жару. Но мало кто знает, что совсем рядом находилась первая водоподъемная станция Н. Новгорода.

Здание станции было построено в расчете на две паровые машины и два котла. Были при станции мастерские, склады, дровяной двор и жилые дома для работников.

Две паровые балансирные машины системы Уатта обеспечивали подачу 5 тысяч ведер воды в сутки по четырем чугунным напорным трубам от станции через Александровский сад прямо по Откосу к Мартыновской больнице. Через ее огороды трубы подводились к пересечению улиц Жуковской (ул. Минина) и Мартыновской (ул. Семашко), там был поставлен первый водоразборный резервуар. Затем водовод по ул. Жуковской доходил до Благовещенской площади (пл. Минина и Пожарского), где был установлен чугунный фонтан, служивший основным местом водоразбора.

Отсюда деревянной сверленой трубой вода подавалась в кремль, в губернаторский дворец. Это был единственный в то время индивидуальный домовой ввод.

Два последующих года велись работы по удлинению водопроводной сети. Водовод по Жуковской улице был проложен до Мариинского института и введен в здание. От Благовещенской площади проложили трубы по Алексеевской и Дворянской (Октябрьской) улицам до Лыковой дамбы, где тоже был устроен водоразборный резервуар. Трубы к губернаторскому дворцу заменили чугунными, а деревянные перенесли к первому водоразборному резервуару, устроив ввод в губернскую больницу.

А. И. Дельвиг отдался строительству водопровода со всей страстью своей деятельной натуры, горели на работе и его ближайшие сотрудники. Правой рукой Дельвига, первым советником и исполнителем был главный механик Выксунских заводов А. Т. Копьев. По его чертежам и сметам изготовлялись в Выксе все заказы для водопровода, он лично руководил установкой оборудования, и все было сделано с отменным искусством - просто, красиво, математически верно. От себя он пожертвовал для станции чугунный пол весом в 69 пудов, уложенный на месте тоже бесплатно.

Сразу после окончания строительства по распоряжению Урусова было создано управление водопроводом. Надзор за ним возложили на главного строителя - А. И. Дельвига. Смотритель водопровода - кандидат военного ведомства Киньдяков должен был каждый день являться к губернатору и рапортовать о состоянии и работе водопровода. Так продолжалось семь лет, пока Урусов управлял губернией. Киньдякову в помощь были даны два машиниста с Выксунских заводов, три кочегара, четверо рабочих и два сторожа. Зимой за небольшую плату на сколку льда присылали колодников. Губернатор испросил для обслуживания водопровода воинскую команду.

Обходился водопровод недешево: первые восемь лет по 6600 рублей, из которых малая часть шла воинской команде, а большая - на дрова. Дров сжигалось около 4500 м3.

В 1848 г. А. И. Дельвиг покинул Н. Новгород, так как был откомандирован в распоряжение Главного управления путей сообщения. В 1853-1858 гг. он руководил работами по второй реконструкции Мытищинского водопровода. В перечне его работ есть такие, которые отражают опыт, приобретенный при строительстве нижегородского водопровода. В 1857 г. он издает первое в России "Руководство к устройству водопровода".
С отъездом А. И. Дельвига, а через семь лет - князя Урусова внимание к водопроводу ослабло, и сооружения начали приходить в упадок.

В 1859 г. инженер-полковник Стремоухов докладывал строительной комиссии о плачевном состоянии станции, машин, из-за чего город по нескольку дней кряду оставался без воды.
Городской архитектор Небольсин установил, что из 18 кооптированных родников, по сути дела, нормально давали воду лишь три. Воды, поступавшей в резервуар станции, порой недоставало даже для питания котлов, поэтому обе машины были остановлены. Они требовали капитального ремонта. На это ушло все лето 1859 г., в конце августа водопровод был вновь введен в эксплуатацию.

Воинскую команду, обслуживавшую насосную станцию, в 1860 г. распустили. Пьянство, недисциплинированность достигли предела. Экономия на оплате ее труда обернулась для города большими убытками. Солдат заменил вольнонаемный персонал.
В городе был составлен план мероприятий по устранению недостатков в работе водопровода. К этому нижегородцев подтолкнуло распоряжение Министерства внутренних дел о создании пожарных команд из жителей города. Временный комитет под председательством городского головы Бурмистрова сразу поставил вопрос о водоснабжении.

Однако денег на осуществление мероприятий не было, и только в 1872 г. на заседании городской думы приняли решение об устройстве на Ковалихинской и старой Сенной площадях новых деревянных водоемов на 5 тысяч ведер каждый с подведением чугунных труб и о постановке запасного резервуара на 10 тысяч ведер около больничной будки. Работы выполнили, и это явилось завершающим звеном в развитии первого нижегородского водопровода.
из книги В.М.Смирновой и Е.Г.Филатова
"Вода и город"


ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Муниципальное предприятие "Водоканал" чинит фонтан, наследующий фонтану Дельвига. Пл. Минина и Пожарского, 28 апреля 2009 г.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).