Коммунальщики вернули нижегородцам знатного барина

Редактор28.09.2007 в 13:52
Сообщает газета “Нижегородские Новости“, орган Законодательного Собрания Нижегородской области.

Нижегородские Шереметевы

“Чудо, чудо!” – пораженно шептали жители поселка Юрино Республики Марий Эл… В мае 2005 года в местном храме, посвященном Архангелу Михаилу, устанавливали водопровод и обнаружили… останки последнего владельца этой земли, более семидесяти лет назад исчезнувшие из разграбленной усыпальницы!

А произошло это так: с одного из участков, где должны были тянуть трубы, строители не успели убрать кирпич, и пришлось в срочном порядке подкорректировать маршрут… Несколько случайных метров к востоку от запланированного – и миру явился череп, а затем – конечности рук… Прошло целых два года, прежде чем московские специалисты подтвердили: это останки Петра Васильевича Шереметева.

А были ли нижегородские Шереметевы родственниками знаменитых графов Шереметьевых? Историков смущает, в частности, различие в написании: “наша”-то фамилия пишется без мягкого знака.

В Нижегородской губернии, за которой числилась и нынешняя Республика Марий Эл, Шереметевы появились лишь в начале XIX века. Юринскую землю у Ольги Жеребцовой, первой дамы при русской императрице, приобрел отставной генерал-майор, полный кавалер орденов россейских Василий Сергеевич Шереметев. Сподвижник Кутузова, участник всех русско-турецких войн, которые вела Екатерина II, уйдя в отставку, поселился в Нижегородской губернии, в селе Богородск.
У первого нижегородского Шереметева было четверо сыновей.

Старший Сергей прославился в Отечественной войне 1812 года. Шрам, который он получил, по воспоминаниям адъютанта генерала Барклая-де-Толли, мог украсить любого русского офицера. В свите Александра I Сергей въезжал в побежденный Париж, а за храбрость и мужество, проявленные во время войны, был награжден золотым оружием.

Именно Сергей Шереметев 14 декабря 1825 года сделал первый выстрел по восставшим декабристам, среди которых находился и его младший брат Николай, впоследствии осужденный и сосланный на Кавказ. Добившись от императора прощения, Николай все же вернулся на Нижегородчину, однако отец не принял его, отправив в маленькую деревеньку о 157 душах – Балахну, где он жил в одиночестве, занимаясь псовой охотой. Судьба третьего сына Шереметева, Василия, трагична: он был убит на дуэли за молодую и прекрасную балерину Татьяну Истомину. Кстати, секундантом был не кто иной, как Александр Сергеевич Грибоедов. О четвертом сыне, Петре Васильевиче Шереметеве, известно лишь то, что он был полковником царской армии, имел сына Василия и трех дочерей.

После смерти отца вся земля перешла его старшему сыну, Сергею Шереметеву, и тот, посетив Юрино, приказал построить двухэтажное деревянное здание и рассадить вокруг него декоративные кустарники. Ныне напротив роскошного средневекового замка течет мощная и стремительная Волга, а в то время с откоса открывался потрясающий вид на широкие заливные луга. Однако нового барина крепостные сравнивали с самой Салтычихой: настолько он был жесток и деспотичен. Потому и вынужден был нижегородский губернатор Сергея арестовать и заключить под стражу в Нижнем Новгороде. В конце концов старший Шереметев все же добился разрешения выехать за границу, поселился в Женеве, где вскоре и скончался. А юринское имение перешло его племяннику Василию Петровичу…

Василию Шереметеву достался не только деревянный дом с розарием. Его дядя успел построить в Юрине два кожевенных, два стекольных и два винокуренных завода, основать кирпичное, черепичное и гончарное производство. А у самого Василия Петровича к тому моменту уже была семья. Его жена Ольга Дмитриевна Скобелева, сестра прославленного белого генерала Михаила Дмитриевича, тяжело болела, а потому вместе с мужем находилась в Италии на излечении. Как раз там Шереметев и познакомился со средневековой архитектурой, а получив наследство, решил построить в своем новом имении настоящий замок.

- Вот откуда наличие многих архитектурных стилей, – показывает историк Олег Кириллович Аношкин. – Справа налево: арабский, готический, романовский, ионический, далее опять венецианская башня и снова восточный стиль. Мы установили, что строительство началось в 1859, а завершилось в 1915 году.

Даже несмотря на то, что помещики редко бывали на этой земле, дворец всегда был полон народу. Здесь работали 153 человека, а знатных гостей развлекали три струнных оркестра. В каждой из сотни уютных комнат стоял своеобразный камин. Потолки, выполненные местными краснодеревщиками, были украшены уникальной резьбой, а особое внимание привлекала картинная галерея, три четверти работ в которой были подлинными. В центре красовалось полотно Айвазовского “Шторм на Черном море”: Василия Шереметева с художником связывала трепетная дружба. Но особенно поражались гости, когда их взгляду открывалась огромная королевская пальма, упиравшаяся прямо в стеклянный купол в центре дворца.

- При строительстве котельной в 1981 – 1982 годах мы обнаружили дверь, закрытую на пудовые замки, – говорит Олег Кириллович. – Замки срезали и обнаружили комнату, забитую черепицей. Такая же черепица, покрытая бледно-голубой краской и глазурью, красовалась в свое время и на крыше замка. В солнечную погоду она сверкала, производя неизгладимое впечатление. Правда, потом у нее выросли ноги, как и у большинства картин, и у потолка с уникальной резьбой. Последний сняли москвичи сорок лет тому назад. Говорили, отреставрируем и привезем. Так и везут до сих пор.

А ведь Василий Шереметев хотел, чтобы этот замок стал “местом чести, славы и доблести рода Шереметевых”.

Честолюбивому барину не давал покоя вопрос, не являются ли нижегородские Шереметевы родственниками первого русского графа. В 1705 году, когда в Астрахани произошло восстание, Петр I отправил на его подавление фельдмаршала русской армии Бориса Петровича Шереметьева, а в 1706 году в благодарность за хорошую службу наградил его званием графа. В итоге оказалось, что предпоследний юринский помещик Василий Петрович обласканному Петром I графу Шереметьеву приходился внучатым племянником аж по тринадцатому колену! Однако успокоившись и на том, Василий Петрович увековечил свое родство в надписи, сделанной над входом в замок – “1706” (то есть год наречения Шереметьевых графами).

Достраивался юринский замок уже при сыне Василия Петре: отец умер в 1893 году. К тому моменту постройку спрятали за надежными крепостными стенами, часть из которых была сделана из особого строительного материала – вулканического туфа. Весь первый этаж стены сдавался купцам. А со стороны реки Шереметевы ограничились обыкновенным дощатым забором.

Петр Шереметев, прожил не более года после окончания строительства. К счастью, он так и не узнал о том, что стал последним владельцем юринского замка. Отец и сын были похоронены около Михаило-Архангельской церкви в Юрино. После революции фамильный склеп был разграблен, а саркофаг с останками Петра Васильевича исчез. Дворец заняли первые органы советской власти. Все дворцовое имущество в 1919 году было переправлено в Нижний Новгород. В советские годы во дворце размещался пансионат. За один летний сезон в Юрино отдыхало до пяти тысяч человек. В 1980-е годы здесь устроили марийскую туристическую базу, а сейчас замок отдан в распоряжение министерства культуры.

- К сожалению, мы не находим финансовой поддержки ни на уровне республики, ни на федеральном уровне, – сетует Олег Аношкин. – Тяжело восстанавливать то, что в течение нескольких десятилетий собственными руками и разрушали. Лет восемь назад сюда приезжал австрийский немец, который хотел купить Шереметевский замок. Он так сказал: “Вы ведь по золоту ходите, но не умеете его взять. Здесь можно создать международный туристический центр – природные условия позволяют это сделать!” И Мамин-Сибиряк писал, что Юрино является жемчужиной среднего Поволжья. Однако где инициатива, где поддержка?

Настоящее историческое событие произошло 30 августа этого года: на церемонию перезахоронения последнего нижегородского Шереметева из Франции приехал потомок графов Шереметьевых Петр Петрович. О том, что в далекой стране живет человек с такой известной фамилией, юринцы узнали из выпуска новостей лет пять назад. А ведь ни Шереметевых, ни тем более Шереметьевых в юринском дворце не было целых девяносто лет!


граф Петр Петрович Шереметев
журнал PERSONA/Персона



Что ж, может быть нашедшийся потомок прославленного рода поможет спасти этот уникальный исторический комплекс?

Анна ШУВЕРОВА, “Нижегородские Новости”,
19 сентября 2007 г.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

- Возникновение фамилии Шереметьевых относится примерно к XI – XII векам нашей эры, – рассказывает историк с 60-летним стажем Олег Кириллович Аношкин. – На территории современной Прибалтики проживало славянское племя, которое называлось пруссы. Их вождем одно время был человек по имени Гланд. А попросту его звали Андрей Кобыла. Мы узнали это из летописи, которую взяли в Рижском национальном музее. Среди его потомков были два парня: одного прозвали Беззубец, а другого – Шеремет. Десять лет мы бились, пытаясь узнать, что это значит. Всюду писали, и в конечном итоге из Тегерана пришел ответ: оказывается, это древнеперсидское слово, которое в переводе на русский язык означает “человек, легкий или быстрый на ногу”.

- Слух о том, что в стенах замка замуровано много крепостных крестьян, ложен: крепостное право было отменено уже через два года после начала работ. Еще ходят легенды о том, что крепостные якобы шапками и фартуками натаскали песчаный бугор по левую руку от замка. Тоже нереально: ведь все левобережье Волги песчаное, и это не что иное, как работа древнего ледника.

- С именем Петра I связана и еще одна загадка Шереметевского замка: в 1951 году в пойме реки Волги в трех километрах отсюда был обнаружен якорь с “фирменной маркировкой” – “П I”. Именно она позволила историкам сделать вывод о том, что якорь ковал не кто иной, как император. Дело в том, что, находясь в Голландии в составе русского посольства, он прославился как искусный кузнец.
Так кому же предназначался этот якорь? По одной версии, Петр решил подарить его своему ближайшему другу Алексею Федоровичу Головину. По другой – выковал в дар юринским Шереметевым за то, что те поставляли прекрасный строительный материал для русского флота. Однако, как свидетельствуют исторические документы, Шереметевы на Нижегородчине появились гораздо позже.

НЕОЧЕВИДНЫЕ ФАКТЫ

- В годы Великой Отечественной войны в замке размещался не только госпиталь, но и эвакуированные из Москвы родственники руководящих работников, в частности, дочь Сталина – Светлана Аллилуева.

- В замке ежегодно проводятся Скобелевские чтения в честь прославленного полководца русской армии.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).