Русский шансон: теневая культура к теневой экономике
Зачастую приходится слышать, что специфический, без сомнения народный, стиль песен – «Русский шансон» – является отражением криминализации общества. Между тем, нетрудно заметить, что аудитория у шансона гораздо шире, чем уголовники и сочувствующие. Характерные напевы звучат в автомобилях милиционеров, чиновников и предпринимателей. Прослушивание той же музыки водителями маршрутных такси – «маршруточниками» – даже давало основания делать предположения о том, что «представители криминального мира пошли на нормальную работу».
Портрет среднестатистического слушателя такой музыки: человек за 30 лет, «видавший виды», экономически достаточно активный, прошедший школу жизни в «народных низах». Вместе с тем, отдельную и значительную часть аудитории представляют юнцы, напротив, малоопытные и вполне «бесшабашные». Не удивительно, что реклама на радиостанциях, транслирующих музыку этого стиля – зачастую основа маркетинговой политики компаний, реализующих продукцию массового спроса.
Каковы ментальные корни общественного запроса на «Русский шансон»? Как нам представляется, популярность «шансона» отражает духовные потребности среды, в которой он распространяется. Стремление «высказаться» при невозможности откровенного поведения уводит сокрытое во власть музыки.
Невозможность публично высказаться по поводу пресловутой дачи взятки гаишнику дает энергию для воспевания подобного мотива в дружественной среде. Невозможность похвалиться успешными теневыми схемами организации бизнеса делает востребованными песни, за исполнение которых не придется объясняться со слушателями, которые «не в теме».
Таким образом, распространение «Русского шансона» в нашем обществе отражает не столько степень его криминализации, сколько число задействованных в теневой экономике граждан.
Портрет среднестатистического слушателя такой музыки: человек за 30 лет, «видавший виды», экономически достаточно активный, прошедший школу жизни в «народных низах». Вместе с тем, отдельную и значительную часть аудитории представляют юнцы, напротив, малоопытные и вполне «бесшабашные». Не удивительно, что реклама на радиостанциях, транслирующих музыку этого стиля – зачастую основа маркетинговой политики компаний, реализующих продукцию массового спроса.
Каковы ментальные корни общественного запроса на «Русский шансон»? Как нам представляется, популярность «шансона» отражает духовные потребности среды, в которой он распространяется. Стремление «высказаться» при невозможности откровенного поведения уводит сокрытое во власть музыки.
Невозможность публично высказаться по поводу пресловутой дачи взятки гаишнику дает энергию для воспевания подобного мотива в дружественной среде. Невозможность похвалиться успешными теневыми схемами организации бизнеса делает востребованными песни, за исполнение которых не придется объясняться со слушателями, которые «не в теме».
Таким образом, распространение «Русского шансона» в нашем обществе отражает не столько степень его криминализации, сколько число задействованных в теневой экономике граждан.
→ Русский шансон: теневая культура к теневой экономике
Оставить комментарий
Авторский проект о прогрессорском пути Нижнего Новгорода и особом нижегородском образе жизни. Пояснения дают нижегородский культуролог Сергей Дресвянников (nnrusp@gmail.com)
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).
и историк Петр Кузнецов (petr.kuznetsov@gmail.com).